Сетевой конкурс "Школа - территория здоровья"
Суббота, 04.05.2024, 00:07
Меню сайта

Категории раздела
Номинация 1 (разработки уроков, занятий) [38]
Номинация 2 (разработки внеклассных мероприятий, занятий) [59]
Номинация 3 (описание системы работы ОУ) [6]
Номинация 4 (описание системы работы педагога) [23]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • МОУ "Учебно-методический центр"
  • АНО "ДРОЗД - Балаково"
  • Сайт Комитета образования АБМР
  • ММЦ ИТ Балаковского муниципального района

  • Главная » Файлы » Конкурс 2011 г. » Номинация 1 (разработки уроков, занятий) [ Добавить материал ]

    Фролова Ольга Ивановна, г.Балаково, МДОУ-детский сад компенсирующего вида №3 "Радуга" Музыкально-ритмическое занятие
    [ Скачать с сервера (36.2 Kb) ] 13.04.2011, 23:05
    Конспект коррекционного музыкально-ритмического занятия
    в средней группе МДОУ-детский сад компенсирующего вида №3 "Радуга"
    "Приключение Черепахи"

    Фролова Ольга Ивановна
    музыкальный руководитель, 1 квалификационная категория

    Дата создания материала - январь 2011 года.

    Современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют все новые и новые требования к человеку и его здоровью. А здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека.
    Общеизвестно, то общее состояние здоровья детей катастрофично, что вызывает тревогу за судьбу и здоровье нации. Так по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения.
    В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами является здоровье каждого ребёнка в процессе здоровье сберегающего образования.
    Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.
    В связи с этим в нашем дошкольном образовательном учреждении получила широкое применение здоровье сберегающая практика, которая обеспечивает укрепление физического и психического здоровья, а также общего развития ребенка.
    В нашем детском саду компенсирующего вида воспитываются и получают лечение дети с нарушением зрения: косоглазие, амблиопия, слабо видение, остаточное зрение. Такие нарушения имеют специфику в развитии. Вследствие чего у них возникает ряд проблем: нарушение ориентировки, нарушение координации движений, страдает эмоциональная сфера, неуравновешенность нервных процессов, нарушение восприятия действительности. Они обусловлены снижением остроты зрения, нарушением бинокулярности, глазодвигательных функций, поля зрения и т.д. Из этого следует, что нарушение зрения сдерживает формирование зрительно-двигательных взаимосвязей.
    Задача музыкального воспитания в работе с детьми с нарушением зрения – средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические чувства, расширять их знания, воспитывать интерес к музыкальной деятельности, развивать пространственную ориентировку, ритмическую деятельность, зрительное и слуховое восприятие. Музыкальные занятия – средства для достижения этих целей. В них заложена возможность как групповой, так и развивающей индивидуальной и коррекционной работы с детьми, учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента: принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми.
    Благодаря специально подобранному репертуару, использованию педагогических и здоровье сберегающих технологий создаются условия для развития музыкальных способностей, проявлению индивидуальностей.
    Современные подходы к коррекционной помощи детям с нарушением зрения значительно расширяют роль и значение специального образования как важного средства реабилитации и социальной адаптации. Роль и значение музыкального ритма в развитии детей с нарушением зрения были доказаны целым рядом исследований. К их числу можно отнести научные труды В. А. Кручинина (1971), А. А. Зеленова (1983), Н. А. Остапенко (1989).
    Практика организации музыкально-ритмических занятий требует разработки специальной методики и средств коррекции с учетом психофизических и возрастных особенностей детей с нарушением зрения.
    Решение этой задачи на практике предполагает целенаправленное формирование и развитие у детей музыкально-ритмических навыков и умений, значимость, которых для всей их последующей жизнедеятельности чрезвычайно велика. В частности, навыки, приобретаемые в процессе музыкально-ритмической деятельности, способствуют развитию у детей способности организовывать и направлять свои действия в пространстве в соответствии с определенными временными интервалами, степенью мышечных усилий, действиями других детей. Это позволяет в дальнейшем быстрее усваивать необходимый двигательный ритм любого действия в процессе учебной, игровой и трудовой деятельности. (В.З.Кантор,1997).
    Музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.
    С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление.
    Занятие по ритмике – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и коррекционных упражнений происходит коррекция психических функций, улучшаются качественные характеристики движений. Способность к восприятию и воспроизведению ритма является универсальной способностью, которая выступает основой по отношению к различным сложным видам деятельности (предметной, изобразительной, письменной, речевой). Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности, т.к. доказано, что особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции с помощью музыки.
    Можно выделить несколько блоков задач, реализуемых на занятиях по ритмике.
    1. Развитие и коррекция основных видов движений, музыкально-ритмических движений.
    Сюда входят игры и упражнения, направленные на выработку правильной осанки, тренировку отдельных групп мышц, основных видов движений, развитие координации, точности и согласованности движений с темпом музыки, ее ритмом, с пением.
    2. Развитие и коррекция психических функций, совершенствование психомоторики.
    Сюда входят игры и упражнения, направленные на развитие быстроты и точности реакции, развитие всех видов памяти, словесной регуляции движений, умение действовать по условному сигналу.
    3. Развитие способности ориентировки в пространстве.
    Игры и упражнения, направленные на развитие ориентировки в собственном теле, в пространстве зала, пространственных отношений.
    4. Развитие эмоционально-волевой сферы.
    Игры и упражнения на понимание различных эмоциональных состояний, создание выразительных образов, развитие коммуникативных навыков.

    Учитывая состояние физического развития детей, я чередую на занятиях нагрузку и отдых, напряжение и расслабление. Постепенно дети привыкают к увеличению напряжения, мобилизуют себя на продолжительную нагрузку, что положительно сказывается на других занятиях. Необходимым условием в выработке навыков является многократное повторение материала с целью создания стереотипов. В начале большинство упражнений дети выполняют на основе показа и совместных действий, затем можно переходить к словесным инструкциям.
    Основной задачей вводной части занятия является повышение эмоционального тонуса, нормализация мышечного тонуса. Это достигается включением в разминку задач по развитию основных видов движений, ориентировки, перестроению, согласованности действий в коллективе.
    [/u] В основную часть включаю упражнения на развитие и коррекцию музыкально-ритмических движений, разнообразные игры, двигательные и психологические этюды, включается много речевых и двигательных, дыхательных упражнений с музыкальным сопровождением и без него. Обучая детей дыхательным упражнениям, объясняю им, что дышать нужно только через нос. Выдох должен быть длиннее, чем вдох и по возможности полным.
    Дети также овладевают брюшным дыханием (надуть живот, как мячик) и грудным дыханием (воздух набираю – шарик надуваю, воздух выдуваю – ямку получаю). Обучаю детей и очистительному дыханию: вдох носом – выдох прерывистый, как по ступенькам, вдох через левую ноздрю – выдох через правую и наоборот в быстром и медленном темпе. Особенно детям нравится сочетание упражнений дыхательной и звуковой гимнастики: «Гудок парохода», «Пчелка», «Часы», «Паровоз», «Плакса», «Трактор» и т.д.
    Заключительная часть ритмических занятий – это подвижные музыкальные и речевые игры, релаксация. Игры отбираю несложные с методической точки зрения. К ним относятся игры-драматизации с музыкальным и стихотворным сопровождением («Огуречик», «Не опоздай!», «Сова», «Козленок», «Скучно так сидеть»), танцы.
    Релаксационные упражнения сопровождаю тихой, спокойной музыкой. Помогаю детям представить что они, например, лучики солнышка, или, что они находятся на берегу реки, греются на песочке. Если ребенку трудно расслабиться, то могу подойти к нему, легко погладить ребенка по рукам или ногам. Важно чтобы дети испытывали радость от предоставленной им возможности выразить себя в движении, передать движением свои чувства, переживания.
    Таким образом, музыкально-ритмические занятия являются эффективной и адекватной формой проведения занятий, построенного на тесной связи движения и музыки, использования различных здоровье сберегающих технологий.
    [u][b]

    Категория: Номинация 1 (разработки уроков, занятий) | Добавил: olenka
    Просмотров: 1386 | Загрузок: 123 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz