Сетевой конкурс "Школа - территория здоровья"
Суббота, 04.05.2024, 05:40
Меню сайта

Категории раздела
Номинация 1 (разработки уроков, занятий) [38]
Номинация 2 (разработки внеклассных мероприятий, занятий) [59]
Номинация 3 (описание системы работы ОУ) [6]
Номинация 4 (описание системы работы педагога) [23]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • МОУ "Учебно-методический центр"
  • АНО "ДРОЗД - Балаково"
  • Сайт Комитета образования АБМР
  • ММЦ ИТ Балаковского муниципального района

  • Главная » Файлы » Конкурс 2011 г. » Номинация 1 (разработки уроков, занятий) [ Добавить материал ]

    Интегрированный урок по ОБЖ и химии: Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Курение.
    12.04.2011, 22:46
    Выполнили:
    учитель ОБЖ
    МОУ «ООШ с. Малые Озерки
    Новобурасского района
    Саратовской области»
    Замарин Игорь Николаевич
    и учитель химии
    Замарина Мария Владимировна

    Малые Озерки
    2011г

    Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить.
    Педагогический коллектив нашей школы – МОУ «ООШ с. Малые Озерки» Новобурасского района Саратовской области в последние годы работает над созданием программы “Здоровье”. Именно, разработка этой программы привела коллектив школы к необходимости переосмысления работы с учениками в сфере не только физического воспитания, но и обучения в с применением здоровьесберегающих технологий: организации режима дня, индивидуального подхода при работе с детьми, актуализации внимания на том, что в педагогической валеологии у нас главная социальная роль воспитание здоровой высоконравственной личности и вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний.
    Учебная деятельность является основным источником по воспитанию всесторонне развитой личности. Поэтому на каждом уроке мы стараемся реализовать три основные задачи: обучающие, воспитательные и здоровье сберегающие; основной целью которой является укрепление и профилактика здоровья учащихся. В кабинете, где проходят занятия, проводится проветривание, влажная уборка класса , ведется контроль за соблюдение воздушно-теплового режима. Учащиеся получают полноценное двухразовое питание, а посещающие ГПД – трехразовое. В меню введена искусственная и естественная витаминизация.
    При составления интегрированного плана урока по основам безопасности жизнедеятельности и химии в 10 классе на тему: «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Курение» мы ставили следующие цели и задачи, направленные на применение элементов здоровьесбережения, а именно:
    Учебная: ознакомление учащихся с двойственной ролью курения, отрицательным воздействием на организм табакокурения и веществ, содержащихся в сигарете..
    Воспитательная: Формирование у школьников негативного отношения к курению и готовности вести здоровый образ жизни.
    Развивающая: развитие у учащихся кругозора, продолжить развитие навыков работы с тестами и развитие устной и письменной речи учащихся.
    Форма урока – учёт возрастных особенностей учащихся и их индивидуальные психофизические особенности.
    Формы организации учебного занятия:
    • Лекция учителей ОБЖ и химии.
    • Элементы практической работы
    • Закрепление: заболевания и вредные вещества, «Правда о курении».
    • Подведение итогов урока. Советы по….
    Средства обучения:
    • Презентация по теме урока
    • Прибор для определения химических веществ в составе табачного дыма – ВПХР.

    При проведении урока учитывается оптимальная плотность с применением презентации по данной теме, осуществляется смена видов деятельности. Они создают эмоциональный климат во время выполнения заданий и вызывают у учащихся желание познать много нового по вредным привычкам, воздействующим на организм.

    Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и химии в 10 классе на тему: «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Курение.
    Комплексная цель урока:
    Учебная: ознакомление учащихся с двойственной ролью курения, отрицательным воздействием на организм табакокурения и веществ, содержащихся в сигарете..
    Воспитательная: Формирование у школьников негативного отношения к курению и готовности вести здоровый образ жизни.
    Развивающая: развитие у учащихся кругозора, продолжить развитие навыков работы с тестами и развитие устной и письменной речи учащихся.
    Задачи:
    1. Изучить двойственную роль табакокурения, отрицательное воздействие на организм курения и веществ, содержащихся в сигарете .
    2. Закрепить знания по данной теме с использованием наглядного материала (слайды презентации)
    Тип урока - урок формирования и закрепления знаний.
    Формы организации учебного занятия:
    • Лекция учителей ОБЖ и химии.
    • Элементы практической работы
    • Закрепление: заболевания и вредные вещества , «Правда о курении».
    • Подведение итогов урока. Советы.
    Средства обучения:
    • Презентация по теме урока
    • Прибор для определения химических веществ в составе табачного дыма – ВПХР.
    Структура урока.
    1.Организационный момент:
    • Проверка готовности класса к уроку.
    • Цели и задачи урока.
    2.Изучение нового материала.
    Девиз: « Чтобы сохранить здоровье, человек должен знать, как
    избежать «привычек», наносящих ему вред».
    План урока:
    - «Безобидное занятие – курение».
    - Исторические данные о табаке и табакокурении.
    - Обман «целительного дыма.
    - Горящая сигарета – уникальная «химическая фабрика».
    - Практическая работа.
    4. Закрепление.
    - дополнить схему,
    - таблица: «Правда о курении».
    5. Подведение итогов урока:
    «Советы тем, кто решил никогда не курить».
    ХОД УРОКА.
    Здравствуйте ребята, садитесь.
    Тема нашего урока «Вредные привычки и их влияние на здоровье». Особо мы поговорим о курении.
    Цель нашего урока – познакомиться с ролью табака в жизни человека, выявить двойственную его роль ( положительную и конечно, отрицательную), отрицательное воздействие табакокурения на организм и веществ, содержащихся в табачном дыме, т.е мы должны поговорить о ведении здорового образа жизни.
    Перейдем к изучению нового материала.
    Трудно найти другую привычку, о вреде которой известно столь много? Однако до сих пор подавляющее большинство молодежи относится к курению, как к занятию безобидному, а часто и привлекательному. Однако это далеко не так. Чтобы бороться со злом, необходимо знать как можно больше о нем.
    Итак: курение – это вдыхание вместе с воздухом табачного дыма от тлеющей сигареты. Является наиболее распространенным в настоящее время способом потребления табачных изделий. Само слово «курить» древнеславянского происхождения от корня «курь» означающее «дым», «смрад», «чад».
    В середине 16 века табак был завезен в Европу. Ему приписывались целительные свойства и использовали в качестве лекарства. Врачи назначали табак для снятия зубных болей, ломоты в костях и даже при кашле. Курение приписывалось как противоядие при насморке и лихорадке. Считалось, что вдыхание табачного дыма может застраховать от чумы, вследствие своих целебных свойств. Предполагалось, что табачный дым отпугивает не только болезни, но и злых духов. В Наставлениях к сохранению здоровья, изданных в Англии в 1613 году было написано: «Трубка табаку, выкуренная натощак в сырое и дождливое утро, составляет быстрое и единственное лекарство от всех болезней».
    Листья и семена табака были привезены из Америки в 1492 году моряками экспедиции Христофора Колумба. Когда его корабль пристал к одному их островов неизвестного материка, матросы с изумлением наблюдали, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из тлеющих листьев какого-то растения. Существовало поверие, что дымом они отпугивали москитов. Испытывая одурманивающее действие табака, индейцы приписывали ему волшебные свойства. При встрече с матросами Христофора Колумба индейцы пытались в знак дружбы угощать их табаком. Если кто-либо отказывался от предлагаемой «трубки мира», это воспринималось индейцами как враждебное к ним отношение. Чтобы не обидеть индейцев Христофор Колумб и его матросы были вынуждены принимать угощение и курить, не смотря на тошноту и неприятное самочувствие. Постепенно часть матросов привыкли к курению табака.
    В России табак появился при царе Иване Грозном. Курение преследовалось и властями и духовенством. Запрещалась продажа и употребление табака. Курящих наказывали 60 палочными ударами, а при повторном уличении в употреблении «богомерзного зелья» отрезали уши или нос. После опустошительного пожара в Москве, источником которого явилось курение, царь Михаил Романов издал указ о запрете курения под страхом смерти. Эти ограничения сохранялись до начала царствования Петра Первого.
    Вопрос: «Почему Петр Первый снял запрет на табакокурение»?
    Сейчас можно уже говорить об эпидемии табакокурения. В Европе курит половина населения, в нашей стране 65%. Многочисленные научные исследования доказали, что из – за болезней, вызванных курением, ежегодно в мире умирает 15-20% от общего числа умерших или 3 млн. человек.
    Так чем же опасна сигарета?
    (учитель химии)
    Горящая сигарета – это химическая фабрика, продуцирующая более 4000 соединений, в их числе более 40 канцерогенов и 12 кокаканцерогенов.
    Канцероген – ракоообразовывающий;
    Кокаканцероген – вещество, усиливающее воздействие вещества.
    Запишите в тетрадь основные вредные вещества табачного дыма. Это – никотин, синильная кислота, радиоактивный полоний, канцерогенные смолы, угарный газ, стирол и многое, многое другое.
    У курильщиков страдают все системы органов, но в первую очередь - дыхательная система под воздействием никотина и угарного газа. По мере увеличения стажа курения увеличивается его интенсивность. Человек стремится употреблять все более крепкий табак, курить все чаще.
    • Никотин. Сильный яд. Вызывает паралич нервной системы (остановка дыхания, прекращение сердечной деятельности, смерть). Средняя летальная доза для человека: 0,5—1 мг/кг.
    В микродозах действует возбуждающе. При многократном употреблении микродоз (табакокурении) вызывает физическую и психическую зависимости
    Для человека смертельная доза никотина 50 мг. Эта доза содержится в 1 пачке сигарет. Никотин относится к группе наркотиков.
    Угарный газ:
    • Повышается кровяное давление, увеличивается риск сердечных приступов;
    • уменьшает способность крови нести кислород к тканям, в том числе и к сердцу (гипоксия);
    • происходит сужение кровеносных сосудов несущих кровь к нашим ногам и рукам.
    Аммиак:
    • раздражает слизистую оболочку рта, гортани, трахеи, бронхов. Вот почему у курильщиков появляется рыхлость десен, язвочки во рту. От длительного курения происходит сужение голосовой щели. Недаром у курильщиков такой осиплый голос.
    Табачный деготь, в котором наиболее высока концентрация канцерогенных веществ, оседает на стенках воздухоносных путей, накапливается в легочных пузырьках, вызывая рак легкого.
    Интенсивное курение под влиянием таких веществ как, синильная кислота, приводит к нарушению сердечно – сосудистой системы и заболеваниям крови, Радиоактивный полоний вызывает раковые заболевания, повреждения зубной эмали и воспаление слизистой оболочки вызывается канцерогенными смолами, стирол – нарушения слуха, зрения и поражения органов осязания и обоняния.
    У человека формируется табачная зависимость. Вред организму наносит не только активное курение, но и пассивное курение, под которым понимается пребывание в прокуренном помещении или в компании курящих. Систематическое «пассивное курение» приводит к таким же последствиям, как и активное.
    Учитель ОБЖ.
    А теперь практически докажем, что в составе табачного дыма содержатся вредные, ядовитые для организма вещества. Для этого мы используем прибор ВПХР – войсковой прибор химической разведки. В приборе находятся индикаторные трубки предназначенные для определения отравляющих веществ ОВ. На верхней части индикаторной трубки нанесена условная маркировка, показывающая, для обнаружения какого ОВ она предназначена: ИТ - 44 красное кольцо и красная точка - для определения фосфорорганических ОВ (ФОВ) - зарина, зомана, V-газов; ИТ - 45 три зеленых кольца - для определения фосгена, дифосгена, синильной кислоты, хлорциана; ИТ - 36 одно желтое кольцо - для определения иприта.
    Проведем опыт. Для этого нам понадобится сигарета и индикаторная трубка с тремя зелеными кольцами, реагирующая на общеядовитые, химические вещества, в частности на синильную кислоту.
    Вскрываем индикаторную трубку, вставляем ее в насос. Зажигаем сигарету и прокачиваем сигаретный дым через индикатор. После этого проверяем цвет наполнителя индикаторной трубки на концентрацию отравляющих веществ., а именно, что в составе сигаретного дыма находится синильная кислота – одно из самых ядовитых веществ!
    По цвету наполнителя трубки мы убедились, что вредные последствия курения, очевидны.
    И все таки люди курят!
    Почему это происходит? Некоторые «За компанию», «Я свое здоровье знаю», «Я хочу похудеть», «Все курят и я курю», «Как надоест, брошу» и т.д. Так давайте с вами разобьем эти мифы и увидим правду.
    Таблица: ПРАВДА О КУРЕНИИ.
    Говорят: На самом деле:

    Большинство взрослых и подростков курит. Половина взрослых мужчин и 8 из 10 женщин не курят. Среди подростков курит не более 50% юношей и 25% девушек.
    Курение способствует похудению. На самом деле многие полные люди курят и не худеют. Если не хочешь полнеть, то вместо курения лучше избрать другие методы снижения веса – ограничение в еде, занятия спортом и т.д.
    Курение помогает сосредоточиться и лучше работать. Курение сужает сосуды головного мозга, мозг хуже снабжается кислородом и питательными веществами. В результате умственная работоспособность снижается.
    Курить модно. Сейчас курить не модно. В США частота курения за последние 10 лет снизилась в 4 раза. Модно выглядеть спортивным, стройным, некурящим. 80% мужчин предпочитает некурящих женщин.
    Курение успокаивает нервы. Чувство раздражения и напряжения нередко связано у курящего с самой привычкой к курению. Поэтому сигарета как «соска», его успокаивает.
    Я всегда могу бросить курить. 75% из курящих через 5 лет убеждаются, что не могут бросить курить.
    Курение не так вредно, как говорят. Медики считают, что курение - одна из причин многих заболеваний и смертности среди взрослого населения.
    Итак, мы с вами рассмотрели, что собой представляет курение.
    (Учитель химии)
    Перед вами на столе заболевания, возникающие у курильщиков. Вам предстоит соотнести их с теми вредными веществами, о которых сегодня шла речь.
    Заболевания:
    А. Повышение кровяного давления
    Б. Паралич нервной системы
    В. Раздражение слизистой оболочки рта, гортани
    Г. Рак легкого.
    Д. Гипоксия
    Е. Возникновение физической и психической зависимости
    Вредные вещества:
    1. Никотин
    2. Угарный газ – CO2
    3. Аммиак - NH3
    4. Табачный деготь
    Дополните схему на доске:
    Ответы:
    А. Повышение кровяного давления – 2 (CO2)
    Б. Паралич нервной системы - 1 (никотин)
    В. Раздражение слизистой оболочки рта, гортани – 3 (NH3)
    Г. Рак легкого - 4 (Табачный деготь)
    Д. Гипоксия - 2 (CO2)
    Е. Возникновение физической и психической зависимости - 1 (Никотин)
    Подведем итог урока:
     Курение приводит к неизлечимым болезням.
     Курение разрушает организм.
     Курение снижает физическую активность.
     Никотин забирает свободу.
     Человек становится его рабом.
    И в конце урока я хочу вам раздать советы, кто решил никогда не курить. Я, думаю, они вам окажут помощь.
    Советы тем, кто решил никогда не курить!
    - старайтесь не бывать в компании, где «балуются» сигаретами;
    - если вам предложили «попробовать», не стесняйтесь проявить самостоятельность и волю – вежливо откажитесь и не оставайтесь в помещении, где курят.
    - если закурил кто-то из родителей - уйдите в другую комнату;
    - старайтесь быть подальше от курящих,
    - помните: всегда лучше не начинать того, от чего трудно будет избавиться!
    Спасибо за урок!

    Категория: Номинация 1 (разработки уроков, занятий) | Добавил: Маша | Теги: вред на организм веществ, курение, содержащихся в сигарете, определение содержания синильной ки, профилактика здоровья
    Просмотров: 3589 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 1
    1 startex  
    0
    Низкий поклон таким учителям.Неплохо было бы упомянуть о:"1 июля 1916 г. Первое применение в годы первой мировой войны нового боевого ОВ - синильной кислоты (в смеси с треххлористым мышьяком). Осуществлено французской артиллерией. Всего в годы первой мировой войны французская армия применила около 4000 тонн синильной кислоты "И что в пачке сигарет находится ее смертельная доза.Проводить такие уроки необходимо начинать раньше (в младших классах) и ПРИГЛАШАТЬ РОДИТЕЛЕЙ.Курение не признак взрослого человека, наоборот большого ребенка с СОСКОЙ-пустышкой.[color=purple]

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz