Выполнили: учитель ОБЖ МОУ «ООШ с. Малые Озерки Новобурасского района Саратовской области» Замарин Игорь Николаевич и учитель химии Замарина Мария Владимировна Малые Озерки 2011г Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить. Педагогический коллектив нашей школы – МОУ «ООШ с. Малые Озерки» Новобурасского района Саратовской области в последние годы работает над созданием программы “Здоровье”. Именно, разработка этой программы привела коллектив школы к необходимости переосмысления работы с учениками в сфере не только физического воспитания, но и обучения в с применением здоровьесберегающих технологий: организации режима дня, индивидуального подхода при работе с детьми, актуализации внимания на том, что в педагогической валеологии у нас главная социальная роль воспитание здоровой высоконравственной личности и вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний. Учебная деятельность является основным источником по воспитанию всесторонне развитой личности. Поэтому на каждом уроке мы стараемся реализовать три основные задачи: обучающие, воспитательные и здоровье сберегающие; основной целью которой является укрепление и профилактика здоровья учащихся. В кабинете, где проходят занятия, проводится проветривание, влажная уборка класса , ведется контроль за соблюдение воздушно-теплового режима. Учащиеся получают полноценное двухразовое питание, а посещающие ГПД – трехразовое. В меню введена искусственная и естественная витаминизация. При составления интегрированного плана урока по основам безопасности жизнедеятельности и химии в 10 классе на тему: «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Курение» мы ставили следующие цели и задачи, направленные на применение элементов здоровьесбережения, а именно: Учебная: ознакомление учащихся с двойственной ролью курения, отрицательным воздействием на организм табакокурения и веществ, содержащихся в сигарете.. Воспитательная: Формирование у школьников негативного отношения к курению и готовности вести здоровый образ жизни. Развивающая: развитие у учащихся кругозора, продолжить развитие навыков работы с тестами и развитие устной и письменной речи учащихся. Форма урока – учёт возрастных особенностей учащихся и их индивидуальные психофизические особенности. Формы организации учебного занятия: • Лекция учителей ОБЖ и химии. • Элементы практической работы • Закрепление: заболевания и вредные вещества, «Правда о курении». • Подведение итогов урока. Советы по…. Средства обучения: • Презентация по теме урока • Прибор для определения химических веществ в составе табачного дыма – ВПХР. При проведении урока учитывается оптимальная плотность с применением презентации по данной теме, осуществляется смена видов деятельности. Они создают эмоциональный климат во время выполнения заданий и вызывают у учащихся желание познать много нового по вредным привычкам, воздействующим на организм. Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и химии в 10 классе на тему: «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Курение. Комплексная цель урока: Учебная: ознакомление учащихся с двойственной ролью курения, отрицательным воздействием на организм табакокурения и веществ, содержащихся в сигарете.. Воспитательная: Формирование у школьников негативного отношения к курению и готовности вести здоровый образ жизни. Развивающая: развитие у учащихся кругозора, продолжить развитие навыков работы с тестами и развитие устной и письменной речи учащихся. Задачи: 1. Изучить двойственную роль табакокурения, отрицательное воздействие на организм курения и веществ, содержащихся в сигарете . 2. Закрепить знания по данной теме с использованием наглядного материала (слайды презентации) Тип урока - урок формирования и закрепления знаний. Формы организации учебного занятия: • Лекция учителей ОБЖ и химии. • Элементы практической работы • Закрепление: заболевания и вредные вещества , «Правда о курении». • Подведение итогов урока. Советы. Средства обучения: • Презентация по теме урока • Прибор для определения химических веществ в составе табачного дыма – ВПХР. Структура урока. 1.Организационный момент: • Проверка готовности класса к уроку. • Цели и задачи урока. 2.Изучение нового материала. Девиз: « Чтобы сохранить здоровье, человек должен знать, как избежать «привычек», наносящих ему вред». План урока: - «Безобидное занятие – курение». - Исторические данные о табаке и табакокурении. - Обман «целительного дыма. - Горящая сигарета – уникальная «химическая фабрика». - Практическая работа. 4. Закрепление. - дополнить схему, - таблица: «Правда о курении». 5. Подведение итогов урока: «Советы тем, кто решил никогда не курить». ХОД УРОКА. Здравствуйте ребята, садитесь. Тема нашего урока «Вредные привычки и их влияние на здоровье». Особо мы поговорим о курении. Цель нашего урока – познакомиться с ролью табака в жизни человека, выявить двойственную его роль ( положительную и конечно, отрицательную), отрицательное воздействие табакокурения на организм и веществ, содержащихся в табачном дыме, т.е мы должны поговорить о ведении здорового образа жизни. Перейдем к изучению нового материала. Трудно найти другую привычку, о вреде которой известно столь много? Однако до сих пор подавляющее большинство молодежи относится к курению, как к занятию безобидному, а часто и привлекательному. Однако это далеко не так. Чтобы бороться со злом, необходимо знать как можно больше о нем. Итак: курение – это вдыхание вместе с воздухом табачного дыма от тлеющей сигареты. Является наиболее распространенным в настоящее время способом потребления табачных изделий. Само слово «курить» древнеславянского происхождения от корня «курь» означающее «дым», «смрад», «чад». В середине 16 века табак был завезен в Европу. Ему приписывались целительные свойства и использовали в качестве лекарства. Врачи назначали табак для снятия зубных болей, ломоты в костях и даже при кашле. Курение приписывалось как противоядие при насморке и лихорадке. Считалось, что вдыхание табачного дыма может застраховать от чумы, вследствие своих целебных свойств. Предполагалось, что табачный дым отпугивает не только болезни, но и злых духов. В Наставлениях к сохранению здоровья, изданных в Англии в 1613 году было написано: «Трубка табаку, выкуренная натощак в сырое и дождливое утро, составляет быстрое и единственное лекарство от всех болезней». Листья и семена табака были привезены из Америки в 1492 году моряками экспедиции Христофора Колумба. Когда его корабль пристал к одному их островов неизвестного материка, матросы с изумлением наблюдали, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из тлеющих листьев какого-то растения. Существовало поверие, что дымом они отпугивали москитов. Испытывая одурманивающее действие табака, индейцы приписывали ему волшебные свойства. При встрече с матросами Христофора Колумба индейцы пытались в знак дружбы угощать их табаком. Если кто-либо отказывался от предлагаемой «трубки мира», это воспринималось индейцами как враждебное к ним отношение. Чтобы не обидеть индейцев Христофор Колумб и его матросы были вынуждены принимать угощение и курить, не смотря на тошноту и неприятное самочувствие. Постепенно часть матросов привыкли к курению табака. В России табак появился при царе Иване Грозном. Курение преследовалось и властями и духовенством. Запрещалась продажа и употребление табака. Курящих наказывали 60 палочными ударами, а при повторном уличении в употреблении «богомерзного зелья» отрезали уши или нос. После опустошительного пожара в Москве, источником которого явилось курение, царь Михаил Романов издал указ о запрете курения под страхом смерти. Эти ограничения сохранялись до начала царствования Петра Первого. Вопрос: «Почему Петр Первый снял запрет на табакокурение»? Сейчас можно уже говорить об эпидемии табакокурения. В Европе курит половина населения, в нашей стране 65%. Многочисленные научные исследования доказали, что из – за болезней, вызванных курением, ежегодно в мире умирает 15-20% от общего числа умерших или 3 млн. человек. Так чем же опасна сигарета? (учитель химии) Горящая сигарета – это химическая фабрика, продуцирующая более 4000 соединений, в их числе более 40 канцерогенов и 12 кокаканцерогенов. Канцероген – ракоообразовывающий; Кокаканцероген – вещество, усиливающее воздействие вещества. Запишите в тетрадь основные вредные вещества табачного дыма. Это – никотин, синильная кислота, радиоактивный полоний, канцерогенные смолы, угарный газ, стирол и многое, многое другое. У курильщиков страдают все системы органов, но в первую очередь - дыхательная система под воздействием никотина и угарного газа. По мере увеличения стажа курения увеличивается его интенсивность. Человек стремится употреблять все более крепкий табак, курить все чаще. • Никотин. Сильный яд. Вызывает паралич нервной системы (остановка дыхания, прекращение сердечной деятельности, смерть). Средняя летальная доза для человека: 0,5—1 мг/кг. В микродозах действует возбуждающе. При многократном употреблении микродоз (табакокурении) вызывает физическую и психическую зависимости Для человека смертельная доза никотина 50 мг. Эта доза содержится в 1 пачке сигарет. Никотин относится к группе наркотиков. Угарный газ: • Повышается кровяное давление, увеличивается риск сердечных приступов; • уменьшает способность крови нести кислород к тканям, в том числе и к сердцу (гипоксия); • происходит сужение кровеносных сосудов несущих кровь к нашим ногам и рукам. Аммиак: • раздражает слизистую оболочку рта, гортани, трахеи, бронхов. Вот почему у курильщиков появляется рыхлость десен, язвочки во рту. От длительного курения происходит сужение голосовой щели. Недаром у курильщиков такой осиплый голос. Табачный деготь, в котором наиболее высока концентрация канцерогенных веществ, оседает на стенках воздухоносных путей, накапливается в легочных пузырьках, вызывая рак легкого. Интенсивное курение под влиянием таких веществ как, синильная кислота, приводит к нарушению сердечно – сосудистой системы и заболеваниям крови, Радиоактивный полоний вызывает раковые заболевания, повреждения зубной эмали и воспаление слизистой оболочки вызывается канцерогенными смолами, стирол – нарушения слуха, зрения и поражения органов осязания и обоняния. У человека формируется табачная зависимость. Вред организму наносит не только активное курение, но и пассивное курение, под которым понимается пребывание в прокуренном помещении или в компании курящих. Систематическое «пассивное курение» приводит к таким же последствиям, как и активное. Учитель ОБЖ. А теперь практически докажем, что в составе табачного дыма содержатся вредные, ядовитые для организма вещества. Для этого мы используем прибор ВПХР – войсковой прибор химической разведки. В приборе находятся индикаторные трубки предназначенные для определения отравляющих веществ ОВ. На верхней части индикаторной трубки нанесена условная маркировка, показывающая, для обнаружения какого ОВ она предназначена: ИТ - 44 красное кольцо и красная точка - для определения фосфорорганических ОВ (ФОВ) - зарина, зомана, V-газов; ИТ - 45 три зеленых кольца - для определения фосгена, дифосгена, синильной кислоты, хлорциана; ИТ - 36 одно желтое кольцо - для определения иприта. Проведем опыт. Для этого нам понадобится сигарета и индикаторная трубка с тремя зелеными кольцами, реагирующая на общеядовитые, химические вещества, в частности на синильную кислоту. Вскрываем индикаторную трубку, вставляем ее в насос. Зажигаем сигарету и прокачиваем сигаретный дым через индикатор. После этого проверяем цвет наполнителя индикаторной трубки на концентрацию отравляющих веществ., а именно, что в составе сигаретного дыма находится синильная кислота – одно из самых ядовитых веществ! По цвету наполнителя трубки мы убедились, что вредные последствия курения, очевидны. И все таки люди курят! Почему это происходит? Некоторые «За компанию», «Я свое здоровье знаю», «Я хочу похудеть», «Все курят и я курю», «Как надоест, брошу» и т.д. Так давайте с вами разобьем эти мифы и увидим правду. Таблица: ПРАВДА О КУРЕНИИ. Говорят: На самом деле: Большинство взрослых и подростков курит. Половина взрослых мужчин и 8 из 10 женщин не курят. Среди подростков курит не более 50% юношей и 25% девушек. Курение способствует похудению. На самом деле многие полные люди курят и не худеют. Если не хочешь полнеть, то вместо курения лучше избрать другие методы снижения веса – ограничение в еде, занятия спортом и т.д. Курение помогает сосредоточиться и лучше работать. Курение сужает сосуды головного мозга, мозг хуже снабжается кислородом и питательными веществами. В результате умственная работоспособность снижается. Курить модно. Сейчас курить не модно. В США частота курения за последние 10 лет снизилась в 4 раза. Модно выглядеть спортивным, стройным, некурящим. 80% мужчин предпочитает некурящих женщин. Курение успокаивает нервы. Чувство раздражения и напряжения нередко связано у курящего с самой привычкой к курению. Поэтому сигарета как «соска», его успокаивает. Я всегда могу бросить курить. 75% из курящих через 5 лет убеждаются, что не могут бросить курить. Курение не так вредно, как говорят. Медики считают, что курение - одна из причин многих заболеваний и смертности среди взрослого населения. Итак, мы с вами рассмотрели, что собой представляет курение. (Учитель химии) Перед вами на столе заболевания, возникающие у курильщиков. Вам предстоит соотнести их с теми вредными веществами, о которых сегодня шла речь. Заболевания: А. Повышение кровяного давления Б. Паралич нервной системы В. Раздражение слизистой оболочки рта, гортани Г. Рак легкого. Д. Гипоксия Е. Возникновение физической и психической зависимости Вредные вещества: 1. Никотин 2. Угарный газ – CO2 3. Аммиак - NH3 4. Табачный деготь Дополните схему на доске: Ответы: А. Повышение кровяного давления – 2 (CO2) Б. Паралич нервной системы - 1 (никотин) В. Раздражение слизистой оболочки рта, гортани – 3 (NH3) Г. Рак легкого - 4 (Табачный деготь) Д. Гипоксия - 2 (CO2) Е. Возникновение физической и психической зависимости - 1 (Никотин) Подведем итог урока: Курение приводит к неизлечимым болезням. Курение разрушает организм. Курение снижает физическую активность. Никотин забирает свободу. Человек становится его рабом. И в конце урока я хочу вам раздать советы, кто решил никогда не курить. Я, думаю, они вам окажут помощь. Советы тем, кто решил никогда не курить! - старайтесь не бывать в компании, где «балуются» сигаретами; - если вам предложили «попробовать», не стесняйтесь проявить самостоятельность и волю – вежливо откажитесь и не оставайтесь в помещении, где курят. - если закурил кто-то из родителей - уйдите в другую комнату; - старайтесь быть подальше от курящих, - помните: всегда лучше не начинать того, от чего трудно будет избавиться! Спасибо за урок!
|