Сохранить и укрепить здоровье школьников помогает умение применять в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии. Конечно, не все в наших силах, но некоторые элементы данных технологий учитель просто обязан использовать, если ему не безразлично здоровье его учеников. Именно эту задачу я ставила перед собой, проводя интегрированный урок русского языка и ОМ. Содержание урока и использование презентации вызовут интерес со стороны учащихся к закреплению материала по русскому языку и расширят их знания по окружающему миру, повысят их познавательную активность и темп работы на уроке. Материал, данный в уроке, будет содействовать воспитанию в детях бережного отношения к животному миру, стремлению к его охране. В организационный момент урока для эмоционального настроя включено приветствие в стихотворной форме, способствующее созданию благоприятного психологического климата. В ходе урока предусмотрены разнообразные виды работы: фронтальное, индивидуальное и групповое выполнение тренировочных упражнений различной степени сложности, дифференцированные задания, самостоятельная работа по карточкам, просмотр слайдов о птицах и прослушивание рассказов о них, выполнение физкультминутки, упражнений для глаз и кистей рук, дыхательная релаксация, работа по учебнику и в тетрадях, разгадывание кроссворда. Проблему, связанную с повышенной утомляемостью мышц спины из-за статического положения на своих уроках я решаю за счет того, что позволяю учащимся поворачиваться для того, чтобы услышать того, кто отвечает. Стараюсь чередовать позы детей при каждой смене вида учебной деятельности: им приходится поднимать руки, во время групповой работы некоторые учащиеся поворачивались назад, а при подведении итогов урока они выходили к доске. В течение всего урока я старалась поддерживать двигательную активность детей. На этапе подведения итогов урока проводится беседа о способах оказания помощи птицам зимой и рефлексия, в ходе которой учащиеся оценивают свои знания, степень достижения цели урока. Помимо всего сказанного, стоит отметить, что сама форма проведения урока русского языка (а именно урок – экскурсия) и его интеграция с предметом «Окружающий мир» наиболее оптимальны с точки зрения здоровьесбережения. Об этом свидетельствует хорошая работоспособность у детей на протяжении всего урока.