Использование здоровьесберегающих
технологий
Мною
используются организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие
структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах,
способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других
дезаптационных состояний.
Я придерживаюсь
здоровьесберегающей структуры урока, которую
предлагает кафедра психологии Саратовского института повышения
квалификации.
При
подготовке к уроку необходимо учитывать следующее:
1)
обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть
воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие
монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число
видов учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ,
рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и
др. Норма - 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению
школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение
- более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы
несколько ниже. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от
учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3)
среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной
деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут;
4) число
видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная
работа и т.д. Норма - не менее трех;
5)
чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут;
6)
наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и
творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются
из "потребителей знаний " в субъектов действия по их получению и
созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор
действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода
творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение
действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как
исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта,
эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
7) место
и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение
учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы
учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся;
чередуются ли позы в соответствии с видом работы);
9)
физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место,
содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х
легких упражнений с 3 - повторениями каждого упражнения;
10)
наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и
здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование
отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания
сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе
жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение
учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
11)Преодоление здоровьезатратного
характера образовательного процесса в современной школе требует от педагога
систематического включения в урок специальных приемов, направленных на
сохранение и укрепление
здоровья учащихся. К подобным
приемам относятся все способы увеличения двигательной активности учащихся:
физкультминутки, режим динамических рабочих поз, использование приемов
пассивной и активной релаксации, различных способов переключения и реагирования;
массаж активных точек (так называемые «оживлялки»); дыхательные упражнения;
сенсорные тренажи; психогимнастика; психологический настрой на урок и т. п.
12)
наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к
занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому
материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
13)
психологический климат на уроке;
14)
наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических
картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений,
музыкальных минуток и т.п.
В конце
урока следует обратить внимание на следующее:
15) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на
учебную работу. Норма - не менее 60% и не более 75-80%;
16)
момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных
отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем через 25-30
минут в 1-м классе; 35-40 минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей
школе; 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения;
17)темп
и особенности окончания урока:
- быстрый темп, "скомканность", нет времени на вопросы учащихся,
быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю
вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с
учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
|