Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им. П.Н. Бережнова села Нижняя Покровка Перелюбского муниципального района Саратовской области» Открытый урок чтения в 1 классе на тему: «Н. Носов «Ступеньки» («Начальная школа XXIвека») Подготовила и провела учитель начальных классов Петрова О.Н. 2010 – 2011 учебный год На данном уроке чтения применялись здоровьесберегающие технологии через проведение физминуток. Были подобраны упражнения на снятие напряжения со зрительного аппарата и мышц шеи, которые особо напрягаются при длительном сидении и чтении, на расслабление голосовых связок – дыхательная и артикуляционная гимнастика. Это упражнения «Совушка-сова», «Дрессированный кузнечик». Также использовалось упражнение со зрительными метками. В различных местах класса устанавливаются зрительные метки: красочные картинки, можно геометрические фигуры или игрушки. Подобранные картинки составляют единый зрительно-игровой сюжет. На этапах урока были задания, способствующие развитию памяти, мышления. В структуре урока прослеживается чередование разных видов деятельности. Задания выполнялись сидя за партами, дети двигались по классу, чередовались позы учащихся в соответствии с видом работы, проведена гимнастика для глаз, физминутка, дыхательная гимнастика перед уроком, соблюдался температурный режим в помещении. Тема:«Николай Николаевич Носов «Ступеньки». Цели и задачи: • познакомить с творчеством Н.Н. Носова; • познакомить с произведением Н.Н. Носова «Ступеньки»; • развивать умение давать оценку поступкам героев; • упражнять в выборочном чтении; • развивать навык правильного чтения; • развивать устную монологическую речь; • воспитывать интерес к детской литературе; • использовать технологии здоровьесберегающей деятельности. Оборудование:портрет Н. Н. Носова, выставка его книг; иллюстрации, предметные картинки; слоговая таблица, плакат «солнышки», таблица для игры «Кузнечик». Ход урока: I.Организационный момент. Психологический настрой. - Посмотрите внимательно на изображение солнца (на доске): - Какое солнце вам больше всего нравится? Почему? - Вчера был первый день весны. Вы заметили, как ярко светило солнце в этот день? Действительно такое солнце приносит радость и хорошее настроение. - Мне нравится ваш настрой на работу. И я оставлю это весёлое солнце светить на нашем уроке. II. Подготовительные упражнения. 1) Дыхательная гимнастика. - А сейчас, ребята, мы с вами сделаем гимнастику, которая поможет нам подготовиться к работе. Вдох носом, выдох ртом. Вдох носом, выдох носом. Медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох. На одном вдохе произнесите несколько звуков [ф], делая короткие промежутки между звуками: ф! – ф! – ф!... 2) Артикуляционная гимнастика. НУ – НЮ НА – НЯ БУ – БЮ БА – БЯ ЗУ – ЗЮ ЗА – ЗЯ ЛУ – ЛЮ ЛА – ЛЯ - Читаем слоги на таблицах, чётко произнося все звуки, сначала вместе со мной. • читаем хором • читаем по цепочке • читают мальчики, потом девочки • читают шёпотом, радостно, грустно 3) Игра «Составь слово». - Найдите в нашей классной комнате слоги, составьте из них всевозможные слова. СТУ – ПЕНЬ – КИ - Кто у нас самый догадливый, почему именно слово ступеньки? [Так называется рассказ.] III. Объявление темы урока. - Так называется рассказ Николая Николаевича Носова «Ступеньки» с которым мы сегодня с вами познакомимся. Н а д о с к е : портрет Н.Н. Носова, выставка его книг. - Возможно, вам знакомы книги на этой выставке. Их автор Н. Н. Носов. О чём он пишет? [О детях, их поступках. ] Николай Николаевич Носов родился в 1908 г. в городе Киеве в семье актёра. В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку. Увлекался многим, но в итоге окончил институт кинематографии. Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссёром. Поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. Как же он стал писателем? А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. В 1938 году был напечатан первый рассказ «Затейники». Затем появились другие рассказы. - Мы прочитаем рассказ «Ступеньки». IV. Работа по теме урока. 1) Чтение рассказа Н. Носова «Ступеньки». - О ком этот рассказ? - Что произошло на лестнице? - Кто нашёл выход из трудной ситуации? 2) Повторное самостоятельное чтение текста. 3)Физминутка для глаз. - Посмотрите вокруг. Отыщите глазами все картинки в классе. Вам они что-нибудь говорят? [Герои сказки «Репка»] 4) Игра «Дрессированный кузнечик». Цель: коррекция зрения учащихся. - Наш волшебный кузнечик может выполнять команды. • Глазками двигаем кузнечика по таблице из одного окошка в другое: вверх, вправо, влево, вниз. • Закрыли глаза и мысленно двигаемся с кузнечиком. • Управляем кузнечиком молча. (Направление учитель показывает указкой.Ученик соотносит жест учителя с местоположением кузнечика). 5) Упражнение «Совушка-сова» Цель: развитие движений рук , шеи; улучшение функций дыхания. - Присели. По сигналу «день» вы «совы» медленно поворачиваете голову влево, вправо. «Ночь» : смотрим вперёд, взмахиваем руками. Опускаем их вниз, произносим протяжно, без напряжения: у-у-ф-ф-ф! 5) Беседа по вопросам учебника. - До какого числа Петя научился хорошо считать? - А какое число он забыл? - Как вы думаете, нужно ли доводить начатое дело до конца, или лучше бросить, если не получается? - С кем бы из двух героев рассказа вы хотели бы дружить? Почему? 6) Работа в группах с деформированным планом текста. - Восстановите правильную последовательность событий. Поставьте цифры. Встали все. Подошли к первой парте. • Ну, чего ты остановился? • А я уже считать умею! • Ну-ка, лучше снова начнём сначала. • Может быть двадцать пять? • Хорошо, что лестница кончилась… • - А дальше шесть, - сказала мама. 7) Чтение рассказа по ролям. V.Итог урока. 1. Блицопрос. - Как звали сестрёнку Пети? - На какой ступеньке застрял Петя? - Кто был старше Петя или Валя? - Сколько всего было ступенек? - Что вам понравилось в характере Пети? - Можно ли научиться новому делу без настойчивости? 2. Выбор заглавия рассказа? - Выберите половицу, которую можно сделать названием рассказа Н. Носова «Ступеньки»: • Терпенье и труд всё перетрут. • Глаза страшат, а руки делают. • Умел начать, умей и окончить.
|