Сетевой конкурс "Школа - территория здоровья"
Четверг, 18.04.2024, 21:24
Меню сайта

Категории раздела
Номинация 1 (разработки уроков, занятий) [38]
Номинация 2 (разработки внеклассных мероприятий, занятий) [59]
Номинация 3 (описание системы работы ОУ) [6]
Номинация 4 (описание системы работы педагога) [23]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • МОУ "Учебно-методический центр"
  • АНО "ДРОЗД - Балаково"
  • Сайт Комитета образования АБМР
  • ММЦ ИТ Балаковского муниципального района

  • Главная » Файлы » Конкурс 2011 г. » Номинация 1 (разработки уроков, занятий) [ Добавить материал ]

    Шиблева Юлия Петровна Подвижный урок русского языка "Род и число имен прилагательных"
    [ Скачать с сервера (194.0 Kb) ] 04.04.2011, 15:39
    Целью подвижного урока является создание здоровьесберегающих условий обучения на уроке через увеличение двигательной активности.
    Задачи подвижного урока:
    • Осуществление оптимальной двигательной активности учащихся на уроке;
    • Соблюдение режима динамических поз для оптимизации функционального состояния организма и сохранение работоспособности учеников на уроке;
    • Организация здоровьесберегающей функции урока через проведение физкультминуток и оздоровительных пауз.
    Структура подвижного урока включает четыре основные педагогические здоровьесберегающие технологии:
    1. режим динамических поз;
    2. физкультминутки;
    3. оздоровительные паузы;
    4. передвижение по классу.
    Для работы на уроке использую ученическую конторку, разработанную ещё в 80-е годы специалистами медицинских проблем Севера СО АМН СССР. Она устанавливается на школьный стол стандартного размера. Сама конторка занимает половину ширины рабочего стола, что позволяет одному ученику сидеть за столом, а другому – работать стоя за конторкой.
    Специальные коврики, используемые мною на уроках, с нашитыми бусинками, пуговицами, крышечками, использую во время сидения за столом или стояния за конторкой без обуви для стимулирования рефлексогенных зон стопы учащихся. Коврик должен быть только из естественных тканей.
    Офтальмотренажёры представляют собой плакаты-схемы зрительных траекторий в максимально возможную величину, которые могут быть размещены на одной из боковых стен или на потолке.
    Режим динамических поз.

    Основой модели подвижного урока является режим динамических поз, т.е. обучение в системе периодической смены позы «сидя» и позы «стоя». Большая часть школьников сидит в неправильной, вынужденной позе, ссутулившись и низко склоняясь за столом.
    Сидение- это активный процесс, выражающийся в длительных статических нагрузках. В нём участвует почти половина всех мышц (250 из 600). Для удержания позы «сидя» необходимо напряжение мышц-разгибателей: шейных, спинных, тазового пояса, которые у учащихся 10-12 лет развитее недостаточно. Так у первоклассников мышцы расслабляются через 5-7 минут напряжения, а у второклассников – через 9-10 минут. Это проявляется в изменении посадки и двигательном беспокойстве. При первых симптомах утомления необходимо перевести детей в позу «стоя». Эта поза может осуществляться в виде свободного стояния или стояния за конторкой. Свободное стояние предполагает отсутствие напряжения, равномерную нагрузку на обе ноги, симметричное положение предплечий, углов лопаток.
    Стояние – активизирует мышечный тонус и моторно-координаторные системы организма, обеспечивая тем самым согласованность работы опорно – двигательного аппарата. Стояние облегчает работу сердца и лёгких, снимает «синдром склонённой головы» при позе «сидя», улучшает кровоток головного мозга, снижая тем самым скорость утомления зрительного анализатора, сохраняя его оптимальную работоспособность и нормальное функционирование.
    Следуя методики В.Ф.Базарного, я планирую построение урока с таким расчетом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из положения «сидя» в положение «стоя». Опыт показал, что детей без ущерба для учебного процесса можно переводить из одного положения в другое до трёх раз, то есть через каждые 10-15 минут продолжительностью до 3-5 минут.
    Это делаю тогда, когда дети не заняты письмом. Наиболее целесообразно проводить смену поз тогда, когда идёт объяснение материала, или когда один из учеников отвечает, а другие слушают.
    Чередование рабочей позы на уроке благоприятно действует на функциональную систему и работоспособность учащихся. Нормализация функции ЦНС и работоспособности наблюдается при периодической смене позы «сидя» на позу «стоя» с кратковременным осуществлением работы в положении «стоя». Эффективным можно считать режим, включающий 3-4 периода работы в позе «стоя» по 3 минуты каждый на 1-3 уроках и 4-5 таких периодов на 4-5 уроках. В этих условиях эффективность зрительно-ручной координации и продолжительность зрительного напряжённого труда в режиме ближнего зрения значительно повышается, потому что в позе удобного стояния мышечное чувство и различные анализаторы находятся в состоянии определённой активации и взаимодействия.
    Задача педагога – изначально предоставить детям свободу такого выбора. Это самый главный момент режима динамических поз!
    В целом этот режим существенно повышает психическую активность детей, в том числе их познавательные способности.
    Учебная деятельность является основной формой деятельности обучающегося в школе, а урок – урок основной формой организации учебного процесса в образовательном пространстве. Характерная для современного урока информационная перегрузка обучающихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, стрессовая среда, недостаточная двигательная активность школьников – всё это ведёт к потере детьми здоровья, что и побудило во мне пересмотреть существующие подходы к уроку.
    Организация процесса обучения на здоровьесберегающей основе это творческий акт, который требует знаний психологии, физиологии и гигиены, изучения индивидуальных особенностей детей.
    Изучение данной проблемы послужило основанием для серьёзного осмысления важности для здоровья детей изменений в учебно-воспитательном процессе с тем, чтобы урок способствовал не только интеллектуальному развития обучающихся, но и сохранению их психического и физического здоровья и чтобы школьные занятия не растрачивали функциональные резервы детского организма. С этой целью необходимо не только соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебного процесса, но и совершенствовать педагогические технологии и режим школьного обучения.
    Хочется подвести итоговую черту словами В.А.Сухомлинского о том, что к школьнику нужно относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь.

    Категория: Номинация 1 (разработки уроков, занятий) | Добавил: Yliapetrovna | Теги: урок, территория здоровья, Русский язык
    Просмотров: 1110 | Загрузок: 203 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.2/4
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz