Сетевой конкурс "Школа - территория здоровья"
Суббота, 20.04.2024, 10:06
Меню сайта

Категории раздела
Номинация 1 (разработки уроков, занятий) [38]
Номинация 2 (разработки внеклассных мероприятий, занятий) [59]
Номинация 3 (описание системы работы ОУ) [6]
Номинация 4 (описание системы работы педагога) [23]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • МОУ "Учебно-методический центр"
  • АНО "ДРОЗД - Балаково"
  • Сайт Комитета образования АБМР
  • ММЦ ИТ Балаковского муниципального района

  • Главная » Файлы » Конкурс 2011 г. » Номинация 1 (разработки уроков, занятий) [ Добавить материал ]

    занятие элективного курса "Король воскликнул: "Масло!"
    21.03.2011, 22:57
    Сетевой конкурс «Школа – территория здоровья»

    Участник: Соленкова Наталья Николаевна

    Место работы и должность: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 33» города Энгельса Саратовской области, учитель географии

    Тема: конспект занятия авторского элективного курса «Мир в тарелке» «Король воскликнул: «Масло!»

    Название населенного пункта: город Энгельс

    Год создания материала: 2010

    Описание используемых здоровьесберегающих технологий

    Занятие «Король воскликнул: «Масло!» является составляющим звеном авторского элективного курса "Мир в тарелке", предназначенног для учащихся 9 классов общеобразовательных школ в рамках предпрофильной подготовки. Курс направлен на развитие познавательных интересов школьников и является ориентационным. Знания, получаемые учащимися на этих занятиях носят в большей степени прикладной характер.
    Данный элективный курс рекомендуется учащимся, планирующих выбрать в 10-11 классах медико-биологический, эколого-химический либо экономический профиль (или же продолжить профессиональное обучение в ПУ, лицеях, техникумах по специальностям «Товароведение», «Экспертиза товаров», «Кулинария» и другим, смежными с ними).
    В содержании современных школьных программ по географии и экологии не рассматриваются вопросы, связанные с историей появления продуктов питания, и распространением и влиянием на здоровье человека, а лишь частично говорится о структуре пищевой промышленности, её назначении. (Исключение – курс «Технологии» для девочек в среднем школьном звене). А что мы едим? Человек, живущий в эпоху глобализации, должен знать ответы на заданные вопросы. Ведь за великими географическими открытиями не раз стояли кулинарные интересы, превратившиеся в заботу большой политики. Религия также отразилась на гастрономических пристрастиях человека. Сейчас мир поделен не только по политическому или географическому принципу, но и по кулинарному.
    Данная программа является интегрированной. Её содержание включает географические, медицинские, исторические, химические, экологические, экономические знания, которыми владеют девятиклассники. Требуются знания информационных технологий.
    Задачи курса таковы:
     научить детей самостоятельно в домашних условиях определять качество потребляемых продуктов;
     воспитывать уважительное отношение к себе и своему здоровью;
     формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
    Цель данного курса ¬– формирование знаний о том, как сохранить и укрепить своё здоровье.
    В процессе работы предпочтительными являются следующие методы обучения:
     словесный (рассказ, беседа, лекция):
     визуальный;
     практический;
     метод самостоятельной работы;
     проблемно-поисковый.
    При изучении тем курса учащиеся должны использовать различные источники информации: работать со статистическими, картографическими, текстовыми материалами, диаграммами, рисунками, произведениями искусства; составлять электронные приложения и презентации.
    В рамках курса учащиеся получают знания:
    - о технологиях создания некоторых продуктов питания;
    - о странах - производителях и потребителях;
    - о болезнях, связанных с употреблением некоторых продуктов;
    - о способах исследования качества и состава продуктов и их соответствия санитарным нормам;
    - о правах покупателя;
    - о культурных традициях различных стран;
    - совершают экскурсии на предприятия пищевой промышленности своего города.
    Курс рассчитан на 12 учебных часов. Его изучение будет способствовать развитию профессиональной направленности личности, творческих способностей и обобщению межпредметных связей.

    Король воскликнул: «Масло!»

    Занятие в рамках элективного курса «Мир в тарелке».
    Класс:9
    Место проведения: МОУ «СОШ №33»
    Время: 40 минут
    Задачи:
    -знакомство с историей, технологиями производства, странами-производителями и потребителями сливочного масла. Влияние данного продукта на здоровье человека;
    -воспитание уважения к себе как к потребителю;
    -развитие интереса к культурным традициям различных народов.
    Цель: научиться определять качество сливочного масла в домашних условиях.
    Оборудование:
    -ТСО (мультимедиа);
    -костюмы для инсценировки;
    -оборудование для эксперимента;
    -выставка литературы;
    -посуда для употребления масла;
    для учащихся:
    -таблицы калорийности и Е-индексов;
    -упаковка от масла;
    -канцелярские принадлежности.

    Ход занятия:
    1.Занятие начинается с инсценировки стихотворения С.Я.Маршака «Баллада о королевском бутерброде». Учитель: - Мы не зря начали сегодняшнее занятие с этого стихотворения. Слуги с ног сбились, чтоб доставить королю удовольствие… Удивительно то, что эта баллада становится пророческой: настоящее сливочное мало скоро станет привилегией только королей и крестьян.
    Итак, тема занятия: «Король воскликнул: «Масло!» (слайд 1).
    Цель: научиться определять качество продукта по информации на упаковке. Другими словами, учимся быть грамотными потребителями.
    2. Информационный блок.
    Учитель: - Молочная и маслосыродельная промышленность является отраслью пищевой промышленности. Важнейшими ее продуктами являются молоко, сливки, масло и сыр. Их получают, главным образом, от крупного рогатого скота (слайд 2). Родину сливочного масла определить сейчас трудно. Считается, что его изобрели древнегреческие племена для смазки колесных осей. Они так и называли масло – «коровья мазь». Древние греки и римляне не оценили достоинств этого продукта и предпочитали ему оливковое масло. Вероятнее всего, сливочное масло вошло в употребление значительно позже других молочных продуктов.
    Масло получают, главным образом, из сливок. В домашних условиях его бьют ручными маслобойками. На современных заводах сливки пастеризуют, охлаждают, подвергают закисанию (при помощи закваски), сбивают, промывают, отжимают на маслоотборниках, после чего упаковывают (обращаемся к отчетам об экскурсии на маслосырбазу).
    Ученик( работает у карты – слайд 3): -Одной из характерных черт современного маслоделия является применение кооперации. В России производство масла испокон веков носило характер домашнего хозяйства, работающего для собственного потребления.
    Новая эпоха в русской маслодельной промышленности наступила после проведения Сибирской железной дороги. Благодаря ей маслоделие стало быстро развиваться в Западной Сибири (Томская, Пермская, Оренбургская, Енисейская, Тобольская губернии). Большая часть производимого в Сибири масла вывозилась за границу. Для доставки его к порту в Петербурге были установлены особые ускоренные поезда в составе вагонов-холодильников, из которых масло перегружалось на пароходы-рефрижераторы.
    Работали производители артелями, объединенными в союзы. А первый маслодельный завод был открыт в Кургане в 1893 году.
    Успехи кооперативного маслоделия в Сибири оказали влияние на организацию производства в Вологодской и Ярославской губерниях.
    Первая мировая война положила конец вывозу коровьего масла из России.
    Сейчас на мировом рынке основными экспортерами масла являются Дания, Голландия, Франция, Швеция, Финляндия, Канада, Австралия и Новая Зеландия.
    Учитель: - Определите центры производства сливочного масла в России на настоящий момент (работа с атласом).
    Учитель: - Настоящее сливочное масло – очень калорийный продукт (слайд 4, работа с таблицей калорийности). Какова его энергетическая ценность? (3166,1 кДж).
    Сколько белков, жиров и углеводов содержится в 100 г. продукта? ( белков – 0,5 г., углеводов - 0,4 г., жиров – 73,2 г.).
    Значит, кому не рекомендуется употребление этого продукта?
    Кроме этого, масло содержит витамин А. На что он влияет? Что возникает при его недостатке?
    Ученые доказали также, что продукты белого цвета успокаивают, снимают раздражительность, выводят из организма токсины. Желтые (топленое масло) стимулируют пищеварение, улучшают аппетит, снабжают энергией, способствуют очищению крови.
    (Слайды 5,6,7 – работа с пищевыми пирамидами) В рационе россиян молочные продукты вообще ( и масло в частности ) не очень часты. В своих анкетах вы указали также, что сливочное масло употребляете редко.
    Для потребления этого продукта существует специальная посуда и приборы ( показ ).
    Излишнее употребление этого продукта повышает уровень холестерина в крови.
    3. Экспериментальная часть.
    Учитель: - Сегодня производить натуральное сливочное масло не совсем выгодно (оно получается дорогим). Поэтому подавляющее большинство этого молочного продукта, продающегося в магазинах, является маслозаменителями либо просто суррогатами, в производстве которых доминируют растительные и животные жиры, наполнители, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д. Хотя в учебнике В.Э.Дена «Курс экономической географии» издательства 1925 г. читаю: «Весьма распространенною является фальсификация масла, причем наиболее обычным ее видом является прибавление дешевых жиров, в особенности маргарина» /с. 388/.
    По результатам надзора на потребительском рынке Саратовской области в 2010 году забраковано и снято с реализации 916 кг. сливочного масла, наложено 23 штрафа на сумму 17.7 тысяч рублей.
    (динамическая пауза)

    Итак, приступим к экспериментальной части.
    а) согласно действующим нормативным документам , если в составе продукта есть масла и жиры растительного происхождения , к нему нельзя применять слово «масло». Посмотрите, есть ли в указании состава вашего масла данный компонент?
    Вывод: если есть, этот продукт не является натуральным маслом. Его называют «стрейт».
    б) из этого положения производители нашли выход: из названия продукта убирают слово «масло». А на упаковке оставляют надпись «Домашнее Покровское», «Энгельсское», «Кремлевское»… У любого покупателя стереотипно эти прилагательные дополняются словом «масло». А на упаковке рисуют коров или цветовую гамму, похожую на настоящую.
    Есть ли на ваших упаковках в названии слово «масло»?
    Вывод: если нет, продукт ненатуральный. Смотрите на цену: у такого продукта она гораздо ниже.
    в) для производства любых товаров и продуктов существуют определенные ГОСТы и ТУ. ГОСТ – то, каким должен быть товар теоретически (его состав). Для масла ГОСТ-37-91.
    Смотрим на упаковку.
    Вывод: если ГОСТ другой, ваш продукт не является маслом.
    ТУ - технические условия, при которых изготавливается продукт. На некоторых предприятиях действует «безотходное производство» - после промывки оборудования вода сливается в тару, замораживается, а застывшее на поверхности масло со всеми примесями добавляют в общую массу. Иногда в масло добавляют сою.
    Поэтому лучше покупать развесное сливочное масло, хотя, и это не является гарантией качества.
    г) на упаковках масла должна быть нанесена информация о наименовании и местонахождении предприятии-изготовителе;
    Ищем эту информацию на ваших упаковках.
    Вывод: если ее нет, товар может быть опасен для здоровья.
    д) для усиления вкуса, для продления срока хранения масла, в него добавляют химические вещества. Мы говорили о наиболее опасных из них (работа с таблицей Е-индексов, слайд).
    Смотрите на упаковку. Есть ли в составе вашего масла такие вещества?
    Вывод: если есть, определяем, какой вред они наносят здоровью.
    Иногда эти вещества не конкретизируются, но вы должны знать, что:
    -консерванты уничтожают бифидобактерии, обитающие в желудочно-кишечном тракте, и способствуют развитию дисбактериоза;
    -под термином «пищевая добавка» могут скрываться сотни химических соединений, в том числе золото, серебро, хлор, диоксид хлора, серная кислота, уголь… Эти вещества не усваиваются, а откладываются в печени, становясь причиной желтого цвета лица, заболеваний желудочно-кишечного тракта и печени, аллергии.
    е) смотрите на срок хранения : чем он дольше, тем больше в продукте содержится различных консервантов и антиокислителей (определяем по информации на упаковках самый большой и маленький срок хранения); ж) и последнее - чтобы скрыть примеси различных растительных жиров и веществ, увеличивающих вес сливочного масла, его подкрашивают .Это можно легко обнаружить. Достаточно растопить кусок масла в небольшом количестве теплой водке. Если есть примеси , она окрасится. (Этот опыт демонстрационный, показывается учителем. При его проведении обращается внимание на ТБ при работе со спичками и нагретыми приборами.)

    4. Итог.
    Если в ходе экспериментальной части были обнаружены отклонения от норм, в тетрадях фиксируем те продукты, в которых они были замечены. Определяем качественные продукты и те, которые к употреблению не рекомендуются.
    Учитель: - Если вы купили качественный продукт, но от длительного хранения масло начало попахивать, нужно его немедленно перетопить с ломтиком хлеба, который впитает тяжелый запах.
    Помните, ваше здоровье в ваших руках, а тот, кто предупрежден, тот вооружен (слайд ).

    Список используемых источников:
    1. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях /Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта + , 2001г. – 448 с.: илл. //Проверяем качество продуктов, с. 194-198
    2. Секреты долгожителей // GEOfocus, №10 (34 ), октябрь, 2006, с.21
    3. Ден В.Э. Курс экономической географии. – Ленинград, Государственное издательство «Типография «Печатный двор», 1925. – 682 с. //гл. Производство молочных продуктов, с.383 – 394
    4. Смысл цвета //Телеграф, 19.12.2006
    5. Витамины для вас // Информационный бюллетень, 28.08.2002
    6. Жить вредно // Телеграф, 28.12.2006, с.13
    7. Гершун В.И. Беседы о домашних животных. – М.: «Колос», 1992. – 206с., илл. // «В коровах наша сила…», с.5-38
    8. Маршак С.Я. Баллада о королевском бутерброде (любое издание)

    Категория: Номинация 1 (разработки уроков, занятий) | Добавил: solenkovan | Теги: школа-территория здоровья
    Просмотров: 996 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 3.0/2
    Всего комментариев: 1
    1 ирина викторовна  
    1
    очень полезная информация. спасибо автору

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz