В оргкомитет сетевого конкурса методических разработок педагогов «Школа – территория здоровья» Номинация конкурса: «Лучшее внеклассное мероприятие (занятие) с использованием здоровьесберегающих технологий» Тема разработки: «Красота – это здоровье. Здоровье – это красота.» (беседа с учащимися 7-8 классов) Автор разработки: Иванова Ольга Юрьевна, учитель физической культуры МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Ершова Саратовской области» г. Ершов 2011 год Описание работы На конкурс представлена авторская разработка 2011 года внеклассного мероприятия с использованием здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологии с применением ИКТ: «Красота – это здоровье. Здоровье - это красота.» Формирование культуры здоровья учащихся - одно из самых приоритетных направлений в системе образования. Цель: Формирование у учащихся здорового образа жизни. Задачи: 1. Развивать познавательные интересы у школьников на основе приобретения и применения новых знаний о факторах здоровья. 2. Воспитывать у школьников бережное и ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. 3. Раскрыть секрет красоты и хорошего самочувствия: необходимость вести здоровый образ жизни. Оборудование: компьютер, звуковые колонки, мультимедийная установка, экран, карточки с пословицами, бабочка (самодельная или приобретённая в магазине). Ход беседы: (Слайд 1) Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о необходимом для каждого человека – красоте и здоровье. Красота, красота! Сколько в этом слове…красоты! Во все времена и во всех уголках земного шара люди хотели и хотят быть красивыми. Но тут же возникает вопрос: что такое красота? Какой он, красивый человек? (Ответы…) Да, я согласна с вами. Но, несмотря на изобилие специальной литературы, мало, где можно прочитать о том, что же на самом деле лежит в основе истинной красоты и привлекательности человека. Всем известны слова А.П.Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Давайте, обратим внимание на порядок следования составляющих компонентов, ставшего афоризмом выражения! Почему Чехов на первое место поставил лицо и одежду, а затем уже душу и мысли? (Ответы…) Ответ прост: лицо и одежда сразу видны, а душа и мысли скрыты за внешней оболочкой. А можно ли любить человека только за внешнюю красоту? (Ответы…) А что такое внешняя красота? (Ответы…) В смысл этого понятия входят 3 группы элементов: - физический облик (то, что даётся человеку от природы), - функциональные признаки (мимика, поза, движения), - оформление внешности (одежда, причёска, макияж). А скажите, для мужчин и женщин понятие внешней красоты одинаково? (Ответы…) Мне бы хотелось услышать мнения мальчиков о женской красоте. (Ответы...) Спасибо! А теперь, послушаем мнение девочек о красоте мужской. (Ответы…) (Слайд 2) Значит, каждый из нас видит красоту по-своему?! Вы слышали выражение «обаятельный человек»? (Ответы…) А что значит, обаятельный? (Ответы…) Человек может быть и не красив внешне (Слайд 3), но в его словах, жестах, поступках окружающие видят его богатый внутренний мир. По-настоящему красивый человек – это тот, кто несет в своем сердце тепло и доброту. Он наделён такими качествами, как мудрость, эрудиция, жизнерадостность, готовность всегда прийти на помощь. А вот злость, ненависть – проявляются на лице и могут обезобразить любую, даже самую красивую внешность. Первое впечатление о человеке складывается за время от 5 секунд до 5 минут, но не забывайте: «По одёжке встречают, а провожают ……(учащиеся вместе говорят) по уму!». Поэтому, человек должен быть не только красив внешне, но и духовно богат. Это человек, который образован, культурен, который может видеть и ценить красоту. Он не пройдёт мимо настоящего произведения искусства, сумеет насладиться красотой природы, архитектуры, уловит звуки прекрасной мелодии или насладится мудрыми строками прозы и поэзии. Это человек способный пробуждать в людях самые добрые чувства. Он проявляет гражданские качества: не может быть варваром, не станет участником вооружённых конфликтов. Он не может быть жестоким и равнодушным … Красота, к сожалению, от рождения даётся не всем. Но при должном упорстве и желании можно изменить свою внешность. А давайте, мы составим формулу внешней красоты. Каковы будут её составляющие? (Ответы…) Итак, Формула красоты это: - умение одеваться, - умение правильно подобрать себе причёску, макияж, аксессуары, - ухоженность лица, - стройная подтянутая фигура, - хорошая осанка, грациозная походка, плавность движений, - красивые кожа, волосы, зубы. А может быть человек красивым, если он болен? (Ответы…) Почему? (Ответы…) Совершенно верно! Когда человек здоров у него есть мечты и возможности их осуществить, лишь бы было желание. А если человек болен, то у него только одна цель в жизни – выздороветь. Издавна люди говорят друг другу главные пожелания «Здравствуйте!», «Будьте здоровы!», «Здоровья Вам!», «На здоровье!»… А что такое здоровье? (Ответы…) Давайте прочитаем определение здоровья! (вместе) (Слайд 4) Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений. (Всемирная организация здравоохранения) Здоровье – это ценность непреходящая. Поэтому надо беречь его смолоду! Давайте зачитаем пословицы (на столах учащихся карточки) и объясним их содержание: • Здоровье - дороже денег. (Объяснение…) • Здоров будешь – всего добудешь. (Объяснение…) • В здоровом теле - здоровый дух! (Объяснение…) • Болен – лечись, а здоров – берегись. (Объяснение…) • Здоровым быть модно! (Объяснение…) Молодцы, ребята! Правильно охарактеризовали пословицы. (Слайд 5) Посмотрите на таблицу «Средней продолжительности жизни людей на протяжении тысячелетий»: Период Продолжительность жизни Каменный век 19 лет ХVII век 29 1801-1880 годы 35,6 1946-1947 годы 57,7 1970-1980 годы 73 2000-2010 годы Всего лишь 69! На что вы обратили внимание? (Ответы…) Как вы думаете, с чем связаны периоды подъёма и спада продолжительности жизни людей? (Ответы…) Вы правы! Сыроядение, опасность, войны, технический прогресс, загрязнение окружающей среды, модифицированные продукты питания и другие отрицательные факторы укорачивают жизнь человека. А как оставаться здоровым долгие годы? (Ответы…) Совершенно верно! Необходимо вести здоровый образ жизни: заниматься спортом, закаливаться, следить за своим питанием, соблюдать режим и личную гигиену, избегать вредных привычек, и самое главное ……….не делать окружающим людям гадостей и подлостей, не злиться и не завидовать… (Слайд 6) Перед вами выдающиеся люди – долгожители, которые вели активную творческую жизнь, соблюдая правила здорового образа жизни. Пифагор - около 100 лет Л.Н.Толстой – 92 года И.А.Бунин - 83 года П. А. Бажов – 81 год (Учитель читает стихотворение, а дети разглядывают долгожителей) Ведь постепенно, медленно, с годами, Две красоты, как женщины в дому, Вдруг словно бы меняются ролями. Стареет внешность: яркие черты Стирает время властно и жестоко, Тогда как у духовной красоты Нет ни морщин, ни возраста, ни срока. И сквозь туман, как звездочка в тиши, Она горит и вечно улыбается. И кто откроет красоту души, Тот, честное же слово, не закается! (Слайд 7) Давайте, рассмотрим каждое слагаемое здорового образа жизни. Зачитаем вместе первое слагаемое (щелчок на слайде - учащиеся зачитывают): Режим дня Зачем человеку необходимо соблюдать режим дня? (Ответы…) Да, вы верно ответили. А сколько времени без вреда здоровью можно сидеть за компьютером или перед телевизором? (Ответы…) От часа до 1,5 часов, не забывая делать гимнастику для глаз. А сколько времени вам необходимо времени на сон? (Ответы…) Для полноценного отдыха ночью человеку необходимо 8-9 часов. Зачитываем следующее слагаемое (щелчок на слайде - учащиеся зачитывают): Правильное питание: Скажите, как необходимо правильно питаться? (Ответы…) Питание должно быть рациональным: - энергетическая ценность продуктов должна соответствовать энергетическим затратам организма; - химический состав пищи должен удовлетворять физиологическим потребностям организма; - пища должна быть разнообразна; - соблюдение режима питания; - отказ от вредных продуктов и напитков. Поднимите руки, кто каждый день кушает горячее первое? (Ответы…) Молодцы! Это также необходимо для правильного питания. Какое следующее слагаемое? (щелчок на слайде - учащиеся зачитывают): Личная гигиена Какие правила личной гигиены вам знакомы? (Ответы…) Всем известно, что чистота – залог здоровья. Итак, обобщим. Необходимо: - чаще мыть руки, особенно перед едой; - правильно ухаживать за зубами; - содержать тело в чистоте; - ухаживать за ногтями и волосами; - содержать в чистоте одежду, обувь, помещение, в котором живёшь; - соблюдать меры предосторожности во время эпидемий. И не забывать, что средства гигиены у каждого должны быть свои. Как вы думаете, почему? (Ответы…) Правильно. Через эти предметы можно получить инфекцию. Переходим к следующему слагаемому здорового образа жизни (щелчок на слайде - учащиеся зачитывают): Отказ от вредных привычек Какие вредные привычки вам известны? (Ответы…) Вы знаете их! А поднимите руку те, кто не имеет вредных привычек. (Ответы…) Очень хорошо! Закаливание организма, воспитание силы воли, отсутствие сквернословия, творческое или спортивное увлечение, выбор друзей, умение вовремя сказать «нет» - являются лучшими средствами профилактики вредных привычек. И рассмотрим ещё одно из слагаемых здорового образа жизни (щелчок на слайде - учащиеся зачитывают): Физическая культура Что входит в понятие «физическая культура»? (Ответы…) Молодцы! Поднимите честно руку те, кто из вас выполняет утром зарядку? (Ответы…) Не очень многие?! А всего лишь необходимо проснуться на 7-10 минут раньше обычного, а потом принять контрастный душ! А кто знает, для чего необходимо выполнять зарядку? (Ответы…) Зарядка необходима для быстрого перехода организма человека от сна к бодрствованию, создаёт хорошее настроение на весь день. А вы знаете, что зарядку можно делать даже лёжа в пастели? Упражнения использовать упрощённые, уделяя внимание потягиваниям, махам и дыханию. Поднимите руки те, кто из вас посещает спортивные секции? (Ответы…) Молодцы! (Слайд 8) А для того, чтобы они радовали нас, нам необходимо вести здоровый образ жизни, а главное, чаще улыбаться окружающим тебя людям и радоваться жизни. Заключение (рефлексия): Ответьте, что для вас важнее – красота или здоровье? (Ответы…) Конечно, эти два понятия неразрывно связаны друг с другом. Нельзя заботиться о красоте, пренебрегая здоровьем. Ведь красота зачастую является результатом хорошего здоровья. (Слайд 9) (звучит красивая мелодия И.Крутого) А теперь, послушайте старинную притчу. - У одного знаменитого мастера было много учеников. И не было вопроса, на который он не мог бы дать мудрый ответ. Вот однажды один из учеников решил испытать его. Он поймал на лугу самую красивую бабочку, зажал её между ладонями и спросил учителя: «Какая бабочка у меня в руках живая или мёртвая?» Учитель не оборачиваясь, ответил: « Всё в твоих руках». И я хочу вам сказать, что всё в ваших руках; ваша красота и ваше здоровье. Учитель передаёт из своих ладоней в ладони ученику «бабочку», сопровождая словами (красота - это ….), а учащийся сопровождает этот жест ответом на вопрос (- что такое красота… ), и передаёт также «бабочку» следующему ученику…. (пока каждый учащийся не произнесёт своё определение). Учителю возвращается бабочка, он поднимает её перед собой на ладонях. (Слайд 10) Мы с вами расстаёмся. Берегите свое здоровье и помните, что здоровье – это и есть красота! Благодарю вас за активность в нашей беседе. До свидания!
|