Сетевой конкурс "Школа - территория здоровья"
Четверг, 02.05.2024, 09:45
Меню сайта

Категории раздела
Номинация 1 (разработки уроков, занятий) [38]
Номинация 2 (разработки внеклассных мероприятий, занятий) [59]
Номинация 3 (описание системы работы ОУ) [6]
Номинация 4 (описание системы работы педагога) [23]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • МОУ "Учебно-методический центр"
  • АНО "ДРОЗД - Балаково"
  • Сайт Комитета образования АБМР
  • ММЦ ИТ Балаковского муниципального района

  • Главная » Файлы » Конкурс 2011 г. » Номинация 3 (описание системы работы ОУ) [ Добавить материал ]

    Система работы МОУ "СОШ №11" г. Балаково Саратовской области по внедрению здоровьесберегающих технологий
    [ Скачать с сервера (33.8 Kb) ] 15.04.2011, 16:08
    Описание системы работы
    МОУ «СОШ № 11» по внедрению здоровьесберегающих технологий
    Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и общества, а также самих граждан. Такая озабоченность вполне понятна. Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведёт к старению общества. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт и система образования. Период взросления, приходящийся на период пребывания ребёнка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояние здоровья детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным контролем со стороны специалистов – педагогов. Естественно, система образования и каждый профессионально подготовленный педагог не могут безразлично относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников. В связи с этим в последнее время здоровьесберегающие технологии и стали так востребованны в педагогической среде. Но следует помнить, что все мероприятия по внедрению здоровьесберегающих технологий должны иметь научное обоснование и проводиться в системе, так как эпизодические, бессистемные мероприятия не дадут желаемого эффекта.
    Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели – получения качественного образования.
    Таким образом, необходимо стремиться к тому, чтобы наша педагогика стала здоровьесберегающей, чтобы получение обучающимися образования происходило без ущерба для здоровья.
    Целенаправленная работа по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих образовательных технологий началась в МОУ «СОШ № 11» г.Балаково Саратовской области с 2003 года. Первым и основополагающим мероприятием в создании системы работы школы по здоровьесбережению стал педагогический совет «Создание здоровьесберегающего пространства школы:направления, опыт, перспективы», который позволил обогатить и расширить научно - теоретические знания педагогов по данному вопросу и определил приоритетные направления развития системы здоровьесбережения.
    Целью работы педколлектива стало последовательное формирование в образовательном учреждении здоровьесберегающего образовательного пространства, с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий.
    Формировать здоровьесберегающее образовательное пространство школы – это значит, используя ресурсы и возможности педагогической системы, переориентировать суммарный вектор направленности воздействий на здоровье детей со стороны внешней среды, образовательного процесса с негативного на позитивный.
    Но прежде всего нами были изучены те внутришкольные факторы, которые воздействуют на обучающихся и педагогов и представляют собой потенциальную угрозу для их здоровья. Условно они разделены на 3 группы. Это:
    I. Гигиенические условия, факторы (шум,освещенность, воздушная среда, размер помещений, дизайн, цвет стен, мебель, ее размеры и размещение в помещении, видеоэкранные средства, пищеблок – ассортимент, качество пищи, организация питания; качество питьевой воды, экологическое состояние прилегающей к школе территории, состояние сантехнического оборудования).
    II. Учебно-организационные факторы (объем учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника, расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям в учебном году, организационно-педагогические условия проведения урока – плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения; объем физической нагрузки, особенности Устава школы и норм школьной жизни, медицинское и психологическое обеспечение школы, участие родителей в жизни школы, стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали», психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали», интегрированность школы в окружающий социум, влияние других организаций на жизнь школы, наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни,позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся).
    III. Психолого-педагогические факторы (психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок, стиль педагогического общения учителя с детьми, характер проведения опросов, степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам, соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, степень ограничения в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений, личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений, состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью, возможности инновационной деятельности учителя, профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий).
    Все перечисленные факторы – это поле нашей деятельности, те направления, работая по которым, можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения, превратить «здоровьеразрушающую» систему образования в «здоровьесберегающую».
    Цель конкурсной работы – описать сложившуюся эффективную систему работы учреждения по внедрению здовьесберегающих технологий по отдельным направлениям.
    Из I группы факторов мы рассмотрим освещённость, воздушную среду, дизайн помещений, мебель, питьевую воду. Предметом нашего внимания во II группе факторов будут организационно - педагогические условия проведения урока, объем физической нагрузки.
    Работая по I группе факторов мы полностью во всех учебных кабинетах школы заменили светильники с лампами накаливания на люминисцентные.
    Следующее направление - это оздоровление воздушной среды в учреждении. Активно включился в работу по профилактике заболеваний обучающихся Попечительский совет школы. На средства Попечительского совета были приобретены аппараты по очистке воздуха «ОВИОН- С», которые очищают воздух в помещениях от пылевого, бактериального и грибкового загрязнения. Эти аппараты не только нейтрализуют неприятные запахи, а также обогащают воздух отрицательными аэроионами. По мнению медицинских экспертов, приборы «ОВИОН – С» оказывают благотворное оздоровительное влияние при заболеваниях органов дыхания, при аллергии, переутомлении, снижении работоспособности, неврастении. При постоянном использовании прибора существенно уменьшается риск ОРЗ и других вирусных инфекций. Ионизатор - очиститель воздуха «ОВИОН - С» необходим в любых помещениях, где хотят дышать чистым воздухом, сохранить и поправить здоровье. «ОВИОН-С» успешно прошел клинические испытания в пульмонологическом отделении госпитальной терапии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова. Составлен график работы аппаратов в помещениях начальных классов, назначен ответственный социальный педагог, который следит за соблюдением времени нахождения и работы «ОВИОН – С» в классах. Кроме этого, проблему очистки воздуха внутри замкнутых помещений нам помогают решить комнатные растения, к выращиванию которых мы подощли очень основательно. После изучения специальной литературы, было выяснено, что многие комнатные растения могут служить живыми фильтрами, активно очищающими воздух. В научной литературе мы нашли перечень растений – фильтров с указанием опасных летучих органических соединений, от которых эти растения могут нас защитить, и выведенными опытным путём коэффициентами эффективности очистки воздуха. Таким образом, мы получили научно обоснованные материалы для организации дальнейшей работы по выращиванию именно тех комнатных растений, которые способны принести максимальную пользу в деле оздоровления воздушной среды. И такие растения есть теперь в каждом предметном кабинете и во всех рекреациях школы.
    Таблица эффективности очистки воздуха некоторыми комнатными растениями

    п/п Название растения От чего очищает Эффективность очистки
    (по10-балльной школе)
    1. Рапис Аммиак, прочие летучие соединения 8,5
    2. Хризалидокарпус Формальдегид, трихлорэтилен, бензол 8,5
    3. Хамедорея Формальдегид, трихлорэтилен, бензол 8,4
    4. Фикус Формальдегид, трихлорэтилен, бензол 8,0
    5. Шеффлера Формальдегид, бензол, толуол 8,0
    6. Драцена Формальдегид, бензол, трихлорэтилен 7,8
    7. Плющ Формальдегид, трихлорэтилен, бензол 7,8
    8. Траденсканция Формальдегид 7,8
    9. Финик Толуол 7,8
    10. Хлорофитум Формальдегид, окись углерода 7,8
    11. Кипарис Летучие химические соединения 7,5
    12. Нефролепис Формальдегид 7,5
    13. Спатифиллюм Формальдегид, ацетон, трихлорэтилен, бензол 7,5
    14. Сциндансус Формальдегид, бензол 7,5
    15. Циссус Формальдегид, летучие органические соединения 7,5
    16. Хризантема Формальдегид, бензол, аммиак 7,4
    17. Гербера Формальдегид, трихлорэтилен, бензол 7,3
    18. Диффенбахия Формальдегид 7,3
    19. Антуриум Формальдегид, аммиак, толуол 7,2
    20. Калатея Формальдегид 7,1
    21. Араукария Различные примеси 7,0
    22. Кодиеум Летучие химические соединения 7,0
    23. Сингониум Формальдегид 7,0
    24. Филодендрон Формальдегид 7,0
    25. Бегония Летучие химические соединения 6,9
    26. Пуансеттия Формальдегид 6,9
    27. Аглаонема Бензол, толуол 6,8
    28. Банан Формальдегид 6,8
    29. Сансевиерия Формальдегид, трихлорэтилен, бензол 6,8
    30. Эхмея Формальдегид, летучие химические соединения 6,8
    31. Маранта Различные примеси 6,6
    32. Алое Формальдегид 6,5
    33. Неорегелия Толуол, различные примеси 6,4
    34. Азалия Формальдегид 6,3
    35. Фанелопсис Формальдегид, толуол 6,3
    36. Каланхое Формальдегид 6,2
    37. Лириопе Формальдегид, аммиак 6,2
    38. Пеперомия Формальдегид 6,2
    39. Тюльпан Формальдегид, аммиак 6,2
    40. Гусмания Формальдегид, толуол 6,0
    41. Дендробиум Формальдегид, метанол, аммиак, ацетон, толуол 6,0
    42. Цикламен Летучие органические соединения 6,0
    43. Шлюмбергера Летучие химические соединения 5,6

    Развивая направление работы по оздоровлению воздушной среды, в 2010 – 2011 учебном году в школе был запущен социально значимый проект «Обыкновенное чудо – герань». Доказано, что фитонциды герани отлично дезинфицируют воздух. Кроме того, герань – прекрасный антисептик и противовоспалительное средство. В былые времена размятый лист герани закладывали в ухо, когда там «стреляло». Известно, что запах герани снижает нервное возбуждение и головную боль при гипертонии, помогает при бессоннице. В рамках данного проекта каждый класс должен вырастить рассаду герани для классов и высадки весной на клумбы пришкольного участка. Системная и очень творческая работа ведётся по оформлению дизайна помещений. Важным элементом экологического пространства школы является его видеоэкологическая составляющая. Видеоэкология изучает воздействие на психику, а через неё – на телесную организацию человека и его здоровье – зрительных образов той среды, в которой человек находится. Исследованиями учёных доказано, что однообразные по геометрическим формам, преимущественно прямоугольные, с многократно повторяющимися элементами интерьеры помещений оказывают негативное, угнетающее воздействие на психику человека. Влияние это слабое, но учитывая длительность пребывания школьников в подобных однообразных пространствах , эффект постепенно аккумулируется. Сходные закономерности и в отношении цветовой гаммы: бесцветное окружение (бело – серо – чёрное) с ритмично повторяющимися линиями повышает утомляемость человека, понижает его эмоциональный настрой. И наоборот, разнообразие форм и линий, округлые очертания, комбинации различных геометрических фигур способствует более высокой работоспособности, лучшему настроению, оптимистическим ожиданиям. Для создания благоприятной окружающей обстановки мы стараемся следовать рекомендациям психологов и специалистов по видеоэкологии: для оформления классных помещений используется цветовая гамма, создающая тёплую, жизнерадостную атмосферу. Рекомендации по цветовому оформлению кабинетов есть у всех педагогов и при проведении традиционных смотров предметных кабинетов этот критерий также учитывается. Большая работа проделана по оформлению в едином стиле большинства помещений школы: оформлены стенды в вестибюле, спортивной рекреации, рекреации начальной школы, рекреации возле учительской, учительская, информационные стенды во всех предметных кабинетах, таблички на все помещения с указанием названий и иллюстрациями.
    В течение нескольких лет в школе также реализуется проект «Правильная мебель – гордая осанка». На средства, полученные за победу МОУ «СОШ № 11» в 2007 году во Всероссийском конкурсе образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, была приобретена новая современная регулируемая школьная мебель для классов. В процессе учебных занятий организм ребёнка испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. Эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту и пропорциям тела учащихся. Возникают условия, способствующие нарушению осанки, развитию близорукости и ее прогрессированию. Поэтому для обеспечения работоспособности, правильного физического развития, профилактики нарушения осанки и зрения у детей и подростков, большое значение имеет использование школьной мебели, соответствующей санитарно-гигиеническим нормам и требованиям. Особую важность это имеет в начальной школе и вся мебель в кабинетах начальных классов отрегулирована в соответствии с ростом обучающихся и на неё нанесена цветовая маркиковка.
    В настоящее время всё больше, а главное настойчивее, говорится об исключительной важности употребления в течение дня воды человеком и, особенно, детьми – подрастающим маленьким ребенком и школьником. Учителя часто жалуются друг другу и родителям, что ученики на уроках «какие-то вялые, невнимательные, сонные, не могут сконцентрироваться на объяснении нового материала, не понимают самых простых вещей», а в результате этого плохо учатся, не мотивированы на успех. Мы пытаемся объяснить это явление всем, чем угодно, но только не элементарной нехваткой обыкновенной воды в организме наших детей, в том числе и в головном мозге. Нам всем известно, что организм человека как и его мозг, состоит на 85% из воды, и это о многом говорит. Исследования учёных чётко показывают, что при снижении содержания воды в организме хотя бы на 4-5% работоспособность человека резко снижается на 20-30%.
    Поэтому очевидно, что одну из причин низкой успеваемости некоторых детей следует искать в том, что они пьют мало воды, или пьют не ту воду, которая необходима. Детям в день нужно выпивать 7 – 8 стаканов воды, а в школе - не менее 4 - 5 стаканов, чтобы иметь хорошую успеваемость. Основными критериями употребления воды, на которые следует ориентироваться, выбирая здоровый образ жизни для детей, являются, во – первых, наличие правильного питьевого режима у школьника, во – вторых, употребление полезной во всех отношениях и, главное, качественной воды.С целью укрепления и сохранения здоровья детей и подростков в школе разработан долгосрочный проект: «Чистая вода – здоровые дети». В нашей школе ведётся целенаправленная работа по обеспечению детей начальной школы качественной питьевой водой за счёт средств родителей. В классах установлены кулеры и классные руководители регулярно заказывают воду у поставщиков. Дети имеют индивидуальную посуду для питья или используют одноразовые стаканы. Летом 2010 года около столовой был установлен питьевой фонтанчик с трёхступенчатым фильтром, который обеспечивает качественной питьевой водой всех школьников. И таким образом, теперь все наши обучающиеся являются участниками проекта «Чистая вода – здоровые дети», что позволит сохранить и укрепить их здоровье.
    Но мы понимаем, что соблюдение гигиенических требований – это наиболее очевидное, но не определяющее направление работы по формированию здоровьесберегающего пространства школы.
    Гораздо большее значение имеют II и III группы факторов – это учебно-организационные и психолого-педагогические факторы. Значительное место в системе профилактики заболеваемости и укрепления здоровья школьников занимает двигательноя активность. В МОУ «СОШ № 11» также сложилась своя система работы. В режим работы школы введена утренняя гимнастика перед началом занятий. Ученическое самоуправление назначило ответственных за проведение зарядки в каждом классе и все они были обучены учителем физкультуры В.С.Паксяйкиным.
    В соответствии с современными требованиями к организации урока обязательным элементом здоровьесберегающего урока являются физкультминутки. Применение кратковременных физических упражнений способствует снижению утомления и повышению умственной работоспособности обучающихся. Учителями физкультуры нашей школы разработаны комплексы физминуток для каждой ступени обучения, которые можно безопасно выполнять в условиях учебного кабинета. В эти комплексы включены двигательные действия, отличающиеся по своей структуре от положения тела и движений, выполняемых при учебной работе, что должно усилить двигательную активность организма и вовлечь в работу группу мышц, несущих статистическую нагрузку. Комплексы включают 4 – 5 упражнений и рассчитаны на 1,5 – 2 минуты.
    Кроме этого, учителя физкультуры занимаются организацией и проведением Дней здоровья, которые стали традиционными в школе. Они проводятся 1 раз в четверть.
    В 2010 – 2011 учебном году стартовал новый школьноый оздоровительныйо проект «Километры здоровья». Цель проекта: укрепление здоровья детей, повышение объёма двигательной активности обучающихся, устранение дефицита двигательной активности в течение учебного дня, формирование здорового образа жизни.
    Общешкольный оздоровительный проект «Километры здоровья» проводится в течение всего учебного года с участием в нём всех классных коллективов с 1-го по 11-й классы вместе с классными руководителями и воспитанников групп предшкольного образования вместе с воспитателями. Ежедневно каждый ребёнок должен пройти один километр, это – три полных круга вокруг школы. Дети выходят всем классом, затем количество пройденных кругов умножается на количество участников и подсчитывается количество километров, пройденных классом.
    Ответственные за организацию спортивной работы в классах отмечают ежедневно в классе на экране проекта «Километры здоровья» результаты участия каждого школьника в оздоровительной акции. В начальных классах - с помощью учителя.
    Затем ответственные за организацию спортивной работы в классах вместе с классным руководителем ежедневно отмечают в Пресс-центре школы на экране проекта «Километры здоровья» результаты участия класса в оздоровительной акции.
    Члены Школьного совета по здоровью отслеживают участие классных коллективов в проекте, ежемесячно подводят итоги и объявляют победителей.
    Победители проекта награждаются Почётными грамотами и сладкими призами. Все участники проекта получают сертификаты «Активный участник проекта «Километры здоровья».
    В заключение следует отметить, что система работы школы по созданию здоровьесберегающей среды продолжает развиваться, охватывая и совершенствуя всё большее количество внутришкольных факторов с целью недопущения ухудшения здоровья детей.

    Сетевой конкурс «Школа – территория здоровья»

    Система работы МОУ «СОШ № 11»
    г.Балаково Саратовсой области
    по внедрению здоровьесберегающих технологий.

    Авторы: Пешкова Лариса Викторовна, директор МОУ «СОШ № 11»
    г.Балаково Саратовской области
    Фимина Таисия Алексеевна, заместитель директора по УВР
    МОУ «СОШ № 11» г.Балаково Саратовской области
    Год создания материала: апрель 2011 года

    Категория: Номинация 3 (описание системы работы ОУ)
    Просмотров: 627 | Загрузок: 91 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz