Сетевой конкурс «Школа – территория здоровья» Система работы МОУ «СОШ № 11» г.Балаково Саратовсой области по внедрению здоровьесберегающих технологий. Авторы: Пешкова Лариса Викторовна, директор МОУ «СОШ № 11» г.Балаково Саратовской области Фимина Таисия Алексеевна, заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 11» г.Балаково Саратовской области Год создания материала: апрель 2011 года Описание системы работы МОУ «СОШ № 11» по внедрению здоровьесберегающих технологий Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и общества, а также самих граждан. Такая озабоченность вполне понятна. Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведёт к старению общества. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт и система образования. Период взросления, приходящийся на период пребывания ребёнка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояние здоровья детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным контролем со стороны специалистов – педагогов. Естественно, система образования и каждый профессионально подготовленный педагог не могут безразлично относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников. В связи с этим в последнее время здоровьесберегающие технологии и стали так востребованны в педагогической среде. Но следует помнить, что все мероприятия по внедрению здоровьесберегающих технологий должны иметь научное обоснование и проводиться в системе, так как эпизодические, бессистемные мероприятия не дадут желаемого эффекта. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели – получения качественного образования. Таким образом, необходимо стремиться к тому, чтобы наша педагогика стала здоровьесберегающей, чтобы получение обучающимися образования происходило без ущерба для здоровья. Целенаправленная работа по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих образовательных технологий началась в МОУ «СОШ № 11» г.Балаково Саратовской области с 2003 года. Первым и основополагающим мероприятием в создании системы работы школы по здоровьесбережению стал педагогический совет «Создание здоровьесберегающего пространства школы:направления, опыт, перспективы», который позволил обогатить и расширить научно - теоретические знания педагогов по данному вопросу и определил приоритетные направления развития системы здоровьесбережения. Целью работы педколлектива стало последовательное формирование в образовательном учреждении здоровьесберегающего образовательного пространства, с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. Формировать здоровьесберегающее образовательное пространство школы – это значит, используя ресурсы и возможности педагогической системы, переориентировать суммарный вектор направленности воздействий на здоровье детей со стороны внешней среды, образовательного процесса с негативного на позитивный. Но прежде всего нами были изучены те внутришкольные факторы, которые воздействуют на обучающихся и педагогов и представляют собой потенциальную угрозу для их здоровья. Условно они разделены на 3 группы. Это: I. Гигиенические условия, факторы (шум,освещенность, воздушная среда, размер помещений, дизайн, цвет стен, мебель, ее размеры и размещение в помещении, видеоэкранные средства, пищеблок – ассортимент, качество пищи, организация питания; качество питьевой воды, экологическое состояние прилегающей к школе территории, состояние сантехнического оборудования). II. Учебно-организационные факторы (объем учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника, расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям в учебном году, организационно-педагогические условия проведения урока – плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения; объем физической нагрузки, особенности Устава школы и норм школьной жизни, медицинское и психологическое обеспечение школы, участие родителей в жизни школы, стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали», психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали», интегрированность школы в окружающий социум, влияние других организаций на жизнь школы, наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни,позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся). III. Психолого-педагогические факторы (психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок, стиль педагогического общения учителя с детьми, характер проведения опросов, степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам, соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, степень ограничения в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений, личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений, состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью, возможности инновационной деятельности учителя, профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий). Все перечисленные факторы – это поле нашей деятельности, те направления, работая по которым, можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения, превратить «здоровьеразрушающую» систему образования в «здоровьесберегающую». Цель конкурсной работы – описать сложившуюся эффективную систему работы учреждения по внедрению здовьесберегающих технологий по отдельным направлениям. Из I группы факторов мы рассмотрим освещённость, воздушную среду, дизайн помещений, мебель, питьевую воду. Предметом нашего внимания во II группе факторов будут организационно - педагогические условия проведения урока, объем физической нагрузки.
|