Сетевой конкурс "Школа - территория здоровья"
Понедельник, 29.04.2024, 19:08
Меню сайта

Категории раздела
Номинация 1 (разработки уроков, занятий) [38]
Номинация 2 (разработки внеклассных мероприятий, занятий) [59]
Номинация 3 (описание системы работы ОУ) [6]
Номинация 4 (описание системы работы педагога) [23]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • МОУ "Учебно-методический центр"
  • АНО "ДРОЗД - Балаково"
  • Сайт Комитета образования АБМР
  • ММЦ ИТ Балаковского муниципального района

  • Главная » Файлы » Конкурс 2011 г. » Номинация 4 (описание системы работы педагога) [ Добавить материал ]

    Инновационный педагогический проект на тему:"Описание системы работы по формированию навыков зож на уроках и во внеурочное время".
    [ Скачать с сервера (1.46 Mb) ] 07.04.2011, 11:43
    Муниципальное общеобразовательное учреждение
    «Основная общеобразовательная школа с. Смородинка Перелюбского муниципального района Саратовской области»

    Инновационный педагогический проект на тему:
    «Описание системы работы по формированию навыков здорового
    образа жизни на уроках и во внеурочное время»

    Работу выполнила: учитель начальных классов
    Несудимова О. В.
    I категория, 8 лет.

    2011г.
    Введение
    Обучать без вреда для здоровья –
    это не задача школы, а
    обязательное условие её работы!
    Н. К. Смирнов
    Поступление в школу - серьезное испытание для детей. Сколько тревог, волнений, разговоров, хлопот… И вот, наконец, долгожданный день наступил - ребенок в классе, среди сверстников, перед ним учитель, новая, очень значимая фигура в его жизни. В первые годы обучения детей в школе важно обращать внимание на особенности условий жизни и деятельности младшего школьника, которые предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его соматическому состоянию, психическим качествам, знаниям и умениям.
    В последнее время все большую тревогу вызывает ухудшение состояния здоровья детей и подростков. По данным научного Центра охраны здоровья детей и подростков, хроническими заболеваниями страдают 75% выпускников школ. Известно, что 30-40% хронических заболеваний имеют психогенную основу. Учебные перегрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа становится для детей и подростков постоянным источником стресса.
    Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах. Современные здоровьесберегающие технологии, новые образовательно-оздоровительные программы для учащихся - это новая возможность для сохранения здоровья наших детей. Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, социальные педагоги и другие специалисты.
    При этом должна быть преемственность начиная с родителей, далее учителей и т.д. Основной задачей должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.
    Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
    Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Решение этой проблемы тем более необходимо, что напряжение педагогического процесса продолжается длительное время (исторический отрезок) и приводит к хроническому истощению жизненных сил всех субъектов этих систем, влияющих в конечном итоге на состояние национального здоровья. В России в последние годы уделяется много внимания, как в научной литературе, так и в работе различных съездов, конференций и форумов, посвященных оздоровлению населения; в школах
    - введён предмет регионального компонента - ОЗОЖ, которые обучают школьников правилам гигиены, прививают нормы и навыки по улучшению собственного психического и физического состояния. Занятия в кружках. Дополнительное образование.

    Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
    Отсюда вытекает проблема формирования здорового образа жизни младших школьников. Поэтому тема моего педагогического проекта «Описание системы работы по формированию навыков здорового образа жизни на уроках и во внеурочное время».
    Объектом проекта является процесс активизации работы по формированию представлений и навыков младших школьников о здоровом образе жизни. Целью проекта является создание условий способствующих эффективности процесса представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
    Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

    • Проанализировать современную научную литературу с целью выявления сущности проблемы формирования здорового образа жизни;
    • Определить уровень представлений младших школьников в здоровом образе жизни;
    • Выявить динамику представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
    • Разработать программу воспитания ЗОЖ школьника в урочное и внеурочное время.
    Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования.
    Методы исследования:
    • изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы;
    • педагогическое наблюдение, анкетирование, метод беседы с целью определения уровня сформированности представлений младших школьников о ЗОЖ;
    • анализ рисунков и сочинений детей с целью выявления отношения детей к своему здоровью и их готовности к ЗОЖ;
    • метод словесных описаний с целью изучения самостоятельной деятельности детей по сохранению собственного здоровья.
    Факторы, оказывающие отрицательное воздействия:
    • Недельная учебная нагрузка.
    Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост весьма относительный, потому что для этого возраста нормальна повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость.
    Расписание уроков составлено в соответствии с нормами СанПина. См.
    • Сокращение продолжительности активного отдыха на свежем воздухе.
    К сожалению, высокие учебные нагрузки, дополнительные занятия, увлечение телевизором, компьютером, стрессы, пассивный отдых и редкое пребывание на свежем воздухе год за годом подтачивают здоровье школьников. Исследования показывают, что к 11 классу здоровых детей остается всего несколько процентов. Это очень серьезное испытание, которому подвергается нервная система и здоровье школьников. В связи с этим я особенно тщательно планирую мероприятия на каникулы: «Зимние забавы», игры на свежем воздухе совместно с родителями, туристические походы, экскурсии и мн. др.
    Дети младшего школьного возраста нуждаются в особенно бережном и внимательном отношении. Важно не забывать о том, что младший школьный возраст важный период в развитии организма, и не всегда погоня за учебными успехами оправдана. Иногда лучше спокойно подождать окончания "второго физиологического криза" не ругая и не третируя ребенка за проблемы в школе, постепенно спокойно помогая ему наверстать упущенное: позаниматься дома, пройти курсы развития внимания, памяти и мышления, попросить о помощи учителя. Дети младшего школьного возраста успеют освоить всю необходимую программу и сохранить здоровье и интерес к учебе.
    • Пристрастия к вредным привычкам учащихся и их родителей.
    Очень серьёзная проблема, требующая особенного внимания от учителя.
    Не нужно делать большой акцент детям на сами вредные привычки. Главное - приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни, а «знакомство» с вредными привычками ограничить на основании рекомендаций педагога.
    С родителями необходимо совместно с детьми проводить беседы, лектории, знакомить с памятками о вреде алкоголя, курения. Учителю необходимо вести постоянный контроль за семьями учащихся, находящихся в социально - опасном положении (посещение на дому, индивидуальные консультации, беседы.)
    • Отсутствие родительского контроля за детьми.
    Это также, негативно сказывается на здоровье ученика (основной проблемой школьника является увеличение времени, которое он проводит перед экраном компьютера, очень часто родители не регулируют этот процесс, неправильное питание, неконтролируемые прогулки детей, отсутствие режима дня.).
    В связи с этим дети посещают группу продлённого дня, посещение семей на дому.
    • Нестабильная экологическая ситуация. В нашей области, районе достаточно сложная экологическая ситуация, учащиеся ведут посильную работу, доступную данному возрасту (акции «Чистый двор», уборка территорий).
    («Саратовнефтегаз» (сжигание попутного газа), Балаково АЭС, п. Горный (завод по переработке химических отходов).
    Алгоритмическая последовательность действий:
    ЦЕЛЬ→УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ→ДЕЙСТВИЯ→РЕЗУЛЬТАТ
    ЦЕЛЬ:
    1. Разработка программы воспитания и формирования ЗОЖ школьника в урочное и внеурочное время.
    УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ:
    Участники программы: учащиеся, классные руководители начальной школы, учителя, врач ФАПа, родители.
    Методическое обеспечение: схемы, таблицы, дополнительная литература, методические рекомендации.
    Для достижения целей и задач использую следующие педагогические средства и способы:
    • Внедрение новых педагогических технологий.
    • Диагностика психического и физического состояния учащихся.
    • Вовлечение учащихся во внеклассную работу.
    • Развитие творческих способностей учащихся.
    Задачи проекта:
    • Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
    • Профилактика вредных привычек.
    • Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
    • Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
    • Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

    Действия:
    • Здоровьесберегающая технология (проведение физминуток, утренней зарядки, организация игр на переменах и т. д.)
    В качестве эксперимента реализация данной технологии была предложена учителю начальной школы, который набрал в 2008 году 1 класс. Педагог составил программу, в основу которой были включены элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарнова.
    За основу была взята технология раскрепощенного развития детей физиолога В.Ф. Базарного, скорректировала её с учётом особенностей и возможностей школы и стала работать с классом. Основные отличия в обучении выразились в том, что уроки проводились в режиме смены динамических поз с применением ростомерной мебели и использовании офтальмотренажёра. То, что я нахожусь на правильном пути подтвердила реакция детей, которые с восторгом восприняли возможность постоять на уроке, поглазеть по сторонам, выйти на перемене на улицу.
    В основу которой были включены элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарнова. Первоначально акцент делался на то, чтобы использовать элементы, не требующие больших материальных затрат: собственными силами были изготовлены конторки из ДСП, которые обеспечивали смену динамических поз в течение урока, приобретен офтальмотренажер. На уроках стала использовать дыхательную и пальчиковую гимнастику, "вертушки" со сменным демонстрационным материалом для релаксации глаз и переключения внимания детей, вязаные коврики с пуговицами для массажа ступней во время физкультминуток, смена положения учащихся за столом во время урока. Во внеклассной работе использую психогимнастические игры и упражнения, введены динамические паузы с выходом на свежий воздух и дни Здоровья совместные с родителями. Наряду с укомплектованием учебных классов мебелью и необходимым оборудованием были введены: уроки здоровья, уроки психологии, занятия вокалом, изменен режим и рацион питания – добавлены фиточаи, салаты из свежих овощей, фрукты, натуральные соки, также пересмотрено расписание в целях равномерного распределения учебной нагрузки, открыта группа продленного дня.
    • Технология проектного обучения (использование данной технологии на уроках окружающего мира, технологии, во внеклассной деятельности способствует формированию понятий ЗОЖ.)
    • Информационные технологии (использование на уроках аудио, видео, ИКТ)
    • Игровая технология (введение игры на уроках и занятиях позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
    Результатом данного проекта является ребёнок здоровый:
    • физически (воспитание полезных привычек, как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни, весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании);
    • психически, нравственно (научить детей быть здоровыми не только телом, но и душой, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
    • социализован (создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.)

    Внеурочная деятельность:
    • Участие учащихся в школьных мероприятиях, конкурсах, акциях. («Весёлые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья» и мн. др.)
    • Постановка сценариев экологических сказок, развлекательных и познавательных мероприятий.
    • Участие в предметных неделях по экологии и ОЗОЖ.
    • Занятия в кружках. Дополнительное образование.
    • Связь школы с местным социумом.
    • Развитие классного самоуправления.
    • Организация воспитательной работы в классе.
    В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
    Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
    Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
    Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Каждое занятие, мероприятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости. А также пробуждать желание прийти на занятие снова, принять участие в мероприятии.
    Учащимся начальных классов была предложена анкета, вопросы которой направлены на выявление представлений детей о ЗОЖ, их готовности к ведению собственного ЗОЖ, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношение к физическим упражнениям и стремление к ЗОЖ. В итоге получили следующие результаты.
    АНКЕТА № 1. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О ЗОЖ


    Вопросы

    Ответы учащихся Кол-во ответов учащи-хся Число %
    1 Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»? 1 Нужно заниматься спортом 6 23%
    2 Нужно закаляться 6 23%
    3 Есть фрукты, овощи 6 23%
    4 Нужно не болеть 4 15%
    5 Быть здоровым 4 15%
    2 Что ты знаешь о своем здоровье? 1 Мое здоровье: отличное 14 55%
    2 Не очень хорошее: часто болит голова 6 30%
    3 Удовлетворительное 4 15%
    3 Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят 1 Ничего не беспокоит 15 58%
    2 Постоянно болею 1 4%
    3 Простуда 10 38%
    4 Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни? 1 Пропусков нет 17 65%
    2 Пропуски каждый месяц 7 27%
    3 Пропуски каждую неделю 2 8%
    5 Делаешь ли ты утром физическую зарядку? 1 Нет 7 27%
    2 Да 12 46%
    3 Иногда 7 27%
    6 Как ты занимаешься на уроках физкультуры? 1 С полной отдачей 17 65%
    2 Лишь бы не ругали 5 19%
    3 Без желания 4 15%
    7 Занимаешься ли ты спортом? 1 В спортивной школе 7 27%
    2 В других учреждениях 6 23%
    3 В школьной секции 7 27%
    4 Нигде 6 23%
    8 Чувствуешь ли усталость после уроков? 1 Очень устаю 3 11%
    2 Всегда 1 4%
    3 Иногда 17 65%
    4 Не очень устаю 5 20%
    Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы:
    Понятия о «ЗОЖ» у учащихся отождествлено с понятием «здоровье», причем 23 % учащихся считают, ЗОЖ – это «когда у тебя ничего не болит», т.е. не предусматривают никаких действий со своей стороны, направленных на укрепление и сохранение здоровья, это говорит о том, что они неправильно понимают, что входит в содержание понятия «ЗОЖ». То же самое можно сказать и о 15 % учащихся, которые считают, что ЗОЖ – «нужно быть здоровым». Но 69 % учащихся имеют элементарные представления о ЗОЖ, они называют некоторые компоненты ЗОЖ – «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но их знания еще не систематизированы и фрагментарны.
    Отношение к состоянию своего здоровья у учащихся не адекватное: 62 % учащихся считают, что у них здоровье «отличное», 23 % учащихся считают свое здоровье «не очень хорошее» и лишь 15 % считают, что у них здоровье «удовлетворительное». Других – 38 % часто беспокоят вирусные заболевания (грипп, ОРЗ, насморк).
    К занятиям на уроках физкультуры учащиеся относятся положительно, 46 % детей занимаются спортом «с полной отдачей», кроме того, 77 % учащихся ходят в различные кружки и спортивные секции (танцы, стрельба).
    Следовательно, большинство учащихся класса склонны придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализуют их не всегда последовательно и постоянно, так всего лишь 46 % учащихся делают по утрам зарядку каждый день, а 27 % - лишь иногда, также 27 % учащихся зарядку не делают совсем. Это говорит о том, что установка на самосовершенствование присутствует лишь у меньшинства учащихся детей.
    Изучая на уроках классного часа тему «Ритмы жизни», учащиеся знакомятся с ритмами рабочего дня. Дети вместе с учителем утверждают порядок и ритм каждого дня – режим дня. Для этого учащихся на одном из уроков приносят свои режимы дня, которые до урока предварительно составляют дома вместе с родителями. В течение недели дети заполняют анкету «Режим дня школьника», и затем приносят ответы анкетирования в школу, где в соответствии с правильным режимом дня для школьников, обучающихся во вторую смену, корректируют вместе с учителем свой режим дня так, чтобы они соответствовали формированию ЗОЖ.
    В результате обработки ответов учащихся на вопросы анкеты «Режим дня» получилась следующая таблица.
    Анкета №2 «Режим дня»


    Вопросы анкеты

    Ответы учащихся Кол-во ответов учащи-хся Число проце-нтов
    1 В котором часу встал сегодня? 1 8-00 15 58%
    2 9-00 8 31%
    3 10-00 3 11%
    2 Сколько было уроков? 1 5 уроков 26 100%
    3 В котором часу ушел из школы? 1 17-15 26 100%
    4 Занимаешься ли спортом (с какого по какой час)? 1 Да, с 18-00 до 19-00 18 69%
    2 Нет 8 31%
    5 С какого по какой час делал уроки? 1 С 9-00 до 10-00 8 31%
    2 С 17-00 до 18-00 15 58%
    3 С 18-00 до 19-00 3 11%
    6 Гулял ли на воздухе, с какого по какой час? 1 С 17-15 до 18-00 15 58%
    2 С 17-00 до 18-00 8 31%
    3 С18-00до19-00(20-00) 3 11%
    7 Занимаешься ли музыкой, с какого по какой час? 1 Да, с 10-00 до 11-00 7 27%
    2 Занимаюсь танцами с 18-00 до 19-00 8 31%
    3 Нет 11 42%
    8 Читал ли художественную литературу, с какого по какой час? 1 Да, с 10-00 до 11-00 8 31%
    2 Да, с 17-30 до 18-30 11 42%
    3 В течение дня 7 27%
    9 Смотрел ли телевизор, с какого по какой час? 1 С 21-00 до 22-00 8 31%
    2 С 20-00 до 21-00 11 42%
    3 Нет 7 27%
    10 В котром часу лег спать? 1 В 21-00 15 58%
    2 В 22-00 8 31%
    3 После 22-00 3 11%
    Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: режим дня большинства учащихся класса соответствует правильному режиму дня, который способствует формированию ЗОЖ. Дети в процессе обучения, к сожалению, часто теряют свое здоровье, испытывая перегрузки – интеллектуальные, физические и психические. Часто находятся в состоянии тревожности, что также отрицательно влияет на здоровье учащихся.
    Для выявления уровня тревожности, мы провели среди учащихся исследуемого класса анкетирование, вопросы которого направлены на выявление положительных или отрицательных эмоций, связанных с учебой.
    Анкета №3 «Выявление уровня тревожности учащихся»

    Вопросы Ответы учащихся Кол-во ответов учащихся Число процентов
    1 Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник? Да 18 69%
    Нет 8 31%
    2 Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко? Да 18 69%
    Нет 8 31%
    3 Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе? Да 12 46%
    Нет 14 54%
    4 Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить порученное задание? Да 16 62%
    Нет 10 38%
    5 Бывает ли, что надолго портится настроение из-за того, что получил двойку? Да 14 54%
    Нет 12 46%
    6 Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе? Да 5 19%
    Нет 21 81%
    7 Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов? Да 20 77%
    Нет 6 23%
    8 Склонен ли ты преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с учебой? Да 11 42%
    Нет 15 58%
    9 Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе? Да 16 62%
    Нет 10 38%
    10 Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, которые были допущены при выполнении контрольной работы? Да 23 88%
    Нет 3 12%
    В результате анализа ответов учащихся на поставленные вопросы можно сделать следующие выводы: уровень тревожности у учащихся класса достаточно высок, так 60 % учащихся класса сильно переживает, когда учитель ставит им плохие отметки в дневник, а 40 % переживают из-за малейших неудач в учебе.
    В результате работы программы воспитания и формирования ЗОЖ школьников проведено занятие посвященном теме «Открытое сердце», мы провели с учащимися беседу, направленную на формирование положительных эмоций у учащихся, а также на выявление их представлений у себя и у других людей, и как хорошее настроение влияет на здоровье человека. В результате обработки ответов учащихся на вопросы бес еды получилась таблица.
    Анкета 4


    Вопросы анкеты

    Ответы учащихся Кол-во ответов учащи-хся Число проце-нтов
    1 Что нам помогает сохранить хорошее настроение? 1 Улыбка 8 30%
    2 Хорошее здоровье 9 35%
    3 Добрые слова 9 35%
    2 С чего вы начинаете свое утро? 1 С улыбки 14 54%
    2 Говорю маме «Доброе утро» 12 46%
    3 Что вы пожелали бы своим родным с утра? 1 Хорошее настроение 9 35%
    2 Доброго дня 9 35%
    3 Удачи на работе 8 30%
    4 Что оказывает на наше здоровье положительное действие? 1 Добрые слова 8 30%
    2 Хорошее настроение 9 35%
    3 Улыбка. Добрый взгляд 9 35%
    5 Какое действие оказывает добрые слова на людей? 1 Поднимают настроение 9 35%
    2 Твое сердце радуется 10 38%
    3 Успокаивают человека 7 27%
    6 От кого зависит ваше хорошее настроение? 1 От нас и нашего поведения 14 54%
    2 От окружающих людей 12 46%
    В конце беседы мы предложим детям нарисовать свое сердце, изобразив в нем свои эмоции, и те чувства, которые оставил у них этот урок (проведенная беседа). Все учащиеся нарисовали «улыбающееся» сердце, это значит, что проведенная беседа вызвала у учащихся только положительные эмоции и оставила веселый эмоциональный настрой.
    В результате анализа вышеприведенной таблицы можно сделать следующие выводы: 35 % учащихся связывают свое хорошее настроение с понятием «здоровье», другие 35 % - с окружающими людьми: добрые слова поднимают их настроение. Сами же учащиеся также имеют представление о том, что если к тебе другие люди хорошо относятся, то и ты должен отвечать им тем же: желать доброго дня, так как тогда положительный заряд человека пронесет через весь день, делясь им с другими людьми, а значит, сохранит не только свое здоровье, но и здоровье других людей.
    Для выявления динамики процесса формирования ЗОЖ младших школьников исследуемого класса были использованы следующие методы: анкетирование на тему «Я и мое здоровье», «Расти здоровым».
    Для выявления изменения представлений детей о ЗОЖ, их видение собственного ЗОЖ, включая и стремление к ЗОЖ мы еще раз предложим им анкету «Я и мое здоровье».
    В результате обработки ответов учащихся на вопросы анкеты получается следующая таблица.
    Анкета №5


    Вопросы анкеты

    Ответы учащихся Кол-во ответов учащихся Число проце-нтов
    1 Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»? 1 Когда человек делает все для того, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье. 15 58%
    2 Когда человек выполняет правила личной гигиены, чтобы быть здоровым. 11 42%
    2 Что ты знаешь о свое здоровье? 1 Мое здоровье отличное. 8 31%
    2 Удовлетворительное. 16 61%
    3 Не очень хорошее. 2 8%
    3 Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят? 1 Ничего не беспокоит. 15 58%
    2 Болит голова. 5 19%
    3 Другие болезни. 6 23%
    4 Часто ли ты пропускаешь занятия по причине болезни? 1 Пропуски каждую неделю. 2 8%
    2 Пропуски каждый месяц. 7 27%
    3 Пропусков нет. 17 65%
    5 Делаешь ли ты утром физическую зарядку? 1 Да. 18 69%
    2 Нет. -- --
    3 Иногда. 9 31%
    6 Занимаешься ли ты на уроке физкультуры? 1 С полной отдачей. 25 96%
    2 Без желания. -- --
    3 Не занимаюсь. 1 4%
    7 Занимаешься ли спортом? 1 Хожу на танцы. 11 42%
    2 Различные виды спорта. 13 51%
    3 Не занимаюсь. 2 8%
    8 Чувствуешь ли усталость после уроков? 1 Всегда. 2 8%
    2 Иногда. 7 27%
    3 Нет. 17 65%
    Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: изменения учебного процесса учащихся класса принесла положительные результаты по формированию у детей ЗОЖ, привела к переоценке детьми своего образа жизни в связи с изменением их представлений о ЗОЖ, о значении ведения ЗОЖ для сохранения и укрепления их здоровья. Так, в исследуемом классе практически все учащиеся (96 wacko занимаются на уроке физкультуры с полной отдачей, а также нет таких учащихся, которые совсем не делают зарядку по утрам, тогда как в начале нашего проекта таких учащихся было 35 %. Это говорит о том, что большинство учащихся класса прилагают все усилия, направленные на совершенствование организма, чтобы укрепить свое здоровье. Их усилия имеют положительные результаты: 80 % учащихся не беспокоят часто болезни, лишь у 20 % иногда болит голова, 80 % учащихся не имеют пропусков занятий по болезням. В исследуемом классе построение учебного процесса осуществлялось с учетом не только возросших, но и индивидуальных особенностей учащихся. Обучение строилось в соответствии с научно-обоснованным режимом дня, который нашел отражение в расписании учебных занятий. Это благоприятствовало развитию детского организма в условиях процесса обучения и воспитания в школе. Так к концу проекта у 40 % учащихся класса произошли заметные улучшения в состоянии здоровья детей. См. Приложение
    Стиль педагогической деятельности учителя класса способствовал формированию высокого уровня учебной мотивации учащихся к снятию психической напряженности, приводящий к переутомлению. Так, в начале первого года обучения 60% учащихся класса всегда чувствовали усталость после уроков и уровень тревожности исследуемого класса был достаточно велик, но к концу второго года обучения мы видим заметное снижение уровня тревожности и усталость после занятий чувствует теперь лишь 20 % учащихся класса.
    Это удалось достигнуть благодаря использованию нами личностно-ориентированных и развивающих технологий обучения и воспитания, которые применялись и имели следующие особенности:
    - разнообразие видов творческой познавательной деятельности на уроке;
    - проведение бинарных уроков (лечебной физкультуры и русского языка,и т.д.);
    - рефлексия в учебно-познавательной деятельности, в общении учащихся.

    Заключение
    Здоровье – высшая человеческая ценность. Это важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Однако сохранять и укреплять свой здоровье умеет далеко не каждый.
    Высокая заболеваемость, рост вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков), распространение ВИЧ-инфекции настоятельно требуют формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни, устойчивой мотивации и потребности сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. В работе нашей школы наряду с общим образованием большое место уделяется получению учениками знаний и выработки умений, необходимых для принятия правильных решений, связанных с сохранением и укреплением собственного здоровья, а также с созданием благоприятной для здоровья окружающей среды.
    Связь между здоровьем и поведением очевидна, хотя и не так проста. Общеизвестно, что для полноценной жизни необходимы наряду с крепким телосложением сила духа, воля, высокий нравственный уровень, самообладание. Это достигается прежде всего практической кропотливой работой над собой.
    Согласно цели и задачам моего проекта я выявила благоприятные психолого-педагогические условия, способствующие формированию ЗОЖ младших школьников:
    - строгое соблюдение режима дня;
    - обязательное пребывание детей на свежем воздухе;
    - проведение витаминопрофилактики простудных заболеваний, уроков оздоровительной физкультуры;
    - проведение бесед с учащимися, родителями, учителями по вопросам ЗОЖ;
    - санитарно-просветительская работа и др. Эти условия способствовали избавлению ребенка в учебном процессе от патогенного общения, удалось добиться эмоциональной раскрепощенности детей, которая является нормой школ здоровья и развития.
    Преподавание курса ЗОЖ исследуемого класса способствовало полученным результатам:
    • Улучшение психического и физического здоровья учащихся.
    На начало обучения в начальной школе поступили дети со слабым здоровьем. В 1-2 классах имелись III и II группы здоровья: сколиоз, пупочная грыжа, заболевания кишечно - желудочного тракта. За время обучения в школе произошли значительные изменения в состоянии здоровья следующих учащихся: Кабдиева Д. II группа, Кутлугундина И.I группа, Малышева Л.I группа. В связи с этим сократились пропуски по болезни.
    Данные об изменении физического здоровья учащихся:

    График пропущенных уроков по болезни:
    1 класс (2008г.) 2 класс (2009г.) 3 класс (2010г.)
    60 уроков 50 уроков 48 уроков

    • Учащиеся имеют многие достижения (грамоты, сертификаты, дипломы).

    • В учебно-воспитательный процесс вовлечены родители. Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья. См. фото

    • 100% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования
    Фамилия имя учащего Кружок «Мы поём» Кружок «Меткие стрелки» Кружок «Патриоты нашего края» Кружок
    «Мы танцуем» Кружок «Разговор о правильном питании» Кружок «Умники и умницы»
    Бухарин А.    
    Зарипов Р.   
    Кабдиева Д.    
    Кутлугундина И.
        
    Малышева Л.    

    • Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни (создание и распространение буклетов среди учащихся школы и родителей, проведение бесед с учащими 1-2 классов)



    • Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
    • Развитию у детей ценности представления о здоровом человеке, его ЗОЖ;
    • Формирование потребности вести ЗОЖ;
    • Развитию способностей и самореализации собственного организма в изменяющихся условиях биосоциальной среды;
    • Повышению уровня здоровья детей.
    Таким образом, учитывая положительное действие нашего учебного процесса на общее состояние здоровья учащихся исследуемого нами класса, в ходе нашего исследования мы выявили возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребенка.
    Изменение образовательного «поля» ребенка на уровнях технологий, содержания, структуры урока и образовательного процесса в целом, что, безусловно, обеспечивает не только новое качество образования, высокую мотивацию, но и сохранение здоровья ребенка, новое сознание учителя, его отношение к ребенку: не ценность знаний, а ценность здоровья.
    Новое сознание, связанное с новым, валеологическим образованием и ребенка, и учителя, так как именно оно не только позволяет понять проблемы внутреннего мира ребенка, но и показывает пути их решения.
    Мною разработана программа воспитания и формирования ЗОЖ школьника в урочное и внеурочное время с учётом возрастных, индивидуальных особенностей учащихся и я попробую реализовать эту программу со следующим набором.

    Список использованной литературы:
    1. Валеология: Учеб. пособие /Под редакцией В.П.Соломина, Ю.Л.Варламова. - Спб., 1999.
    2. Воропай А.В. «Дорогая сигарета», М., 2004 г.
    3. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.
    4. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,1997.
    5. Ковалько В.И.»Здоровьесберегающие технологии…» Москва, «ВАКО» 2007 г.
    6. Научно-методический журнал «Начальная школа» Москва, 2004-2009 г.

    Категория: Номинация 4 (описание системы работы педагога) | Добавил: perelub
    Просмотров: 2486 | Загрузок: 211 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz