Сетевой конкурс "Школа - территория здоровья"
Пятница, 19.04.2024, 03:25
Меню сайта

Категории раздела
Номинация 1 (разработки уроков, занятий) [38]
Номинация 2 (разработки внеклассных мероприятий, занятий) [59]
Номинация 3 (описание системы работы ОУ) [6]
Номинация 4 (описание системы работы педагога) [23]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • МОУ "Учебно-методический центр"
  • АНО "ДРОЗД - Балаково"
  • Сайт Комитета образования АБМР
  • ММЦ ИТ Балаковского муниципального района

  • Главная » Файлы » Конкурс 2011 г. » Номинация 4 (описание системы работы педагога) [ Добавить материал ]

    Использование здоровьесберегающих технологий при обучении химии.
    [ Скачать с сервера (20.4 Kb) ] 13.04.2011, 09:35
    Использование здоровьесберегающих технологий при обучении химии.
    Из опыта работы учителя химии и биологии «МОУ СОШ им. П.Н. Бережнова села Нижняя Покровка Перелюбского муниципального района Саратовской области» Завгородневой Натальи Сергеевны.
    В этой работе хочу поделиться опытом использования здоровьесберегающих технологий на своих уроках.
    На фоне общего снижения уровня здоровья населения страны, особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей. Здоровье зависит от многих факторов: наследственности, качества среды, качества жизни, образа жизни. По мнению ученых, доля влияния образа жизни на здоровье составляет 50%. Это отклонения, которые возникают в организме при наличии неблагоприятных природных или социальных факторов, а по мере устранения этих факторов, исчезают.
    Мне эта тема особенно близка и понятна, т.к. многие годы я преподаю в школе биологию и химию. Считаю, что учитель на своих уроках должен как можно полнее использовать здоровьесберегающие технологии, охватывающие большое число учащихся, а так же стремиться к формированию у школьников валеологической грамотности, ценного отношения к своему здоровью как наиболее верному пути решения проблемы его сохранения.
    Известно, что понятие «здоровье» определяется ЮНЕСКО, как отсутствие патологических отклонений в организме и состояние полного комфорта: физического, психического и социального. Можно добавить, что и духовного. В отношении здоровьесберегающих технологий в школе данное определение можно представить в следующей конкретизации: здоровье-это такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде.
    Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья будет зависеть от правильной организации образовательного пространства, от отсутствия при обучении стрессовой педагогической тактики, т.е. от создания в школе такой обучающей, воспитывающей и развивающей среды, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка. В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье
    ребенка-это,прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
    Основной формой обучения в школе является все-таки урочная система, поэтому основной целью здоровьесберегающих технологий выступает обеспечение на уроке условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на культуре труда и культуре здорового образа жизни. Иными словами под здоровьесберегающими технологиями на уроке понимаются все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу учащимся.
    Валеологической культурой должен обладать каждый учитель независимо от преподаваемого предмета, поскольку здоровье- общая ценность. У грамотного учителя нет отдельно «педагогической» и «валеологической» деятельности, т.е. современный учитель в основе своей педагогической деятельности должен реализовывать принцип «здоровье через образование».
    Проработав в школе не один десяток лет, усвоила, что учитель при любой форме урока безоговорочно должен оставаться «главой», ведущим. Иными словами, дети должны, что называется, слушать учителя, «раскрыв рот». При этом я опираюсь на антропоцентрическую философию Д,Б. Элъконнна и В.В. Давыдова, основу которой составляют: человеческие отношения, субъектные позиции: взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, активно-деятельностный способ обучения, что, безусловно, влияет на сохранение здоровья ребенка. Безоговорочно ведущая роль учителя при этом достигается не сразу, не вдруг, а в результате многолетней работы по совершенствованию своей речи, методики ведения различных типов уроков, накоплению теоретических и практических знаний. К этому я стремилась все годы моей работы в школе, понимая также, что здоровье моих учеников в существенной мере зависит и от меня.
    Главный упор на своих уроках делаю на рациональную организацию урока, использование методов и методик, адекватных возрастным возможностям детей, активных методов и форм обучения, различных типов уроков, а также на создание доброжелательной атмосферы творческого труда, педагогику сотрудничества и дифференцированно-лнчностный подход к учащимся.
    Болезнями школы считаются близорукость и нарушение осанки, поэтому перед началом и в конце урока слежу за тем, чтобы дети приняли положение правильной осанки, во время урока постоянно слежу за правильным положением тела за рабочим столом. На каждом уроке провожу динамические паузы (по необходимости - несколько раз). Я работаю в достаточно большой, но все-таки сельской школе и вижу, что за последние годы количество учеников в классах заметно уменьшилось. Редко в каком классе бывает больше 16-17 человек. Это дает мне возможность рассаживать учеников по одному за партой. В середине урока я предлагаю детям пересесть с одной части парты на другую. Таким образом они получают дополнительную возможность подвигаться, меняется угол зрения, под которым дети смотрят на доску, что способствует сохранению здоровья. Нередко на уроках использую схему: экран-учебник-тетрадь. Такую схему я применяю при работе с тетрадью. Необходимое понятие, термин с помощью компьютера выводится на экран, проговаривается вслух, затем я предлагаю ученикам найти это понятие в учебнике, записать его в тетради. Такие упражнения считаются полезными для зрения, т.к. во время просмотра, записей дети смотрят на экран, в учебник, тетрадь с разного расстояния и это не утомляет зрение. Также на своих уроках требую, чтобы дети садились на разные парты и сидели на разном удалении от доски.
    Давно уже всю наглядность к уроку не ставлю вперед, особенно, если это касается сменных таблиц. Во время объяснения нового материала хожу по классу, подхожу к необходимым для урока наглядным пособиям. Это дает учащимся возможность поворачиваться вслед за мной. т.е. двигаться. Здесь главное создать атмосферу творческого труда, тогда двигательная активность детей не перейдет в нарушение урочной дисциплины. Как можно чаще стараюсь вызывать детей к доске к таблицам. Как раз в этих случаях все зависит от умения учителя владеть классом, чтобы после этого не терять учебное время на налаживание дисциплины.
    Принципиально урок начинаю со звонком и заканчиваю тоже. Перемена полностью должна принадлежать детям для компенсации недостатка двигательной активности на уроке. Из этих же соображений считаю, что в рекреациях не должно быть растений. Комнатные растения в рекреациях и коридорах это, конечно, красиво, но не более. Рекреации как раз и существуют для детской «возни», активного движения детей после длительной малоподвижности на уроке и ничто не должно мешать этому. Задача учителя не ограничивать двигательную активность детей на перемене, а следить за тем, чтобы она не была чрезмерной, воспитывать у учащихся культуру общения и культуру поведения на перемене. То же относится и к детскому гомону. Все дети кричат. Потребность в крике природой заложена у детей физиологически. Крик обеспечивает глубокое дыхание и развитие легких, что является для ребенка жизненно важным, поэтому запрещать кричать нельзя, нужно лишь следить за нормой проявления этого.
    Кроме этого стараюсь соблюдать требования САНПина к классной комнате и организации образовательного пространства. Для этого на каждой перемене классная комната проветривается для того, чтобы на уроке соблюдался воздушный режим и дети дышали свежим воздухом («Во время перемены мы все в коридоре. Мы отдыхаем от классной комнаты, классная комната отдыхает от нас!»). Освещенность кабинета соответствует санитарно-гигиеническим нормам. При проведении урока слежу за доступностью изучаемого материала, рациональным распределением учебной нагрузки на разных этапах, использую смену видов учебной деятельности, различные темпы ведения урока,
    дозирование домашнего задания. К примеру, рациональная организация урока (по Н.К.Смирнову) включает в себя разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10мин.), достаточно высокую, но не чрезмерную плотность урока, смену поз, эмоциональные разрядки и т.д. Если на уроке используется один вид деятельности или продолжительность вида деятельности велика-30-40минут, то это ведет к не восприятию материала.
    Большие возможности для воспитания валеологической грамотности детей предоставляются в курсе «Биология. Человек.» Моя задача при изучении этого курса заключается не только в обучении детей, но и в воспитании у них культуры здоровья, потребности вести здоровый образ жизни.
    Формирование валеологической культуры продолжаю во внеурочной работе с детьми при проведении «Недели биологии ихимии», участвуя во внутришкольных и муниципальных мероприятиях, посвященных здоровьесберегающей тематике, Днях здоровья. Как учитель биологии консультирую классных руководителей по вопросам сбережения здоровья и веду просветительскую работу с родителями, поскольку нередко болезни детей -результат элементарной физиологической и гигиенической безграмотности родителей.
    Категория: Номинация 4 (описание системы работы педагога)
    Просмотров: 1949 | Загрузок: 173 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz