Автор разработки Кораблёва Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ №8 Для сохранения здоровья детей в школе необходимо использовать здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни. Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помог детям освоить следующие способы самооздоровления: а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!" б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе" в) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые символизируют предстоящий день и т.д. Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора - один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность - признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит - с позиций здоровьесбережения - не менее физкультминутки. Это мощный противовес состоянию утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока, забавная скороговорка - показатель его качества, критерий для оценки. Полезная для здоровья "встряска" необходима и мыслительному процессу, поскольку оживляет творческий настрой. Различные формы музыкального воздействия использовались веками как мощное средство изменения сознания. Механизм влияния музыки на организм достаточно сложен. Монотонная барабанная дробь вызывает гипнотическое состояние, к которому приводит утомление слухового анализатора и последующее за этим торможение в коре головного мозга. С другой стороны, музыка, воздействуя на кору головного мозга, вызывает ассоциации, которые в зависимости от индивидуального опыта могут быть и стимулирующие и успокаивающие. В третьих, музыка влияет на человека через ритм, которому подчинены все функции организма: ритмично бьется сердце, дышат легкие. Музыка может использоваться как оформление фона занятий и сопровождение моментов урока. "Тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающего действия, способствующего развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердечно - сосудистой системы. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие, психоэмоциональное состояние". Вербально - музыкальная психорегуляция используется для улучшения самочувствия, восстановления, снятия психоэмоционального напряжения. Для нормального функционирования человеческого организма необходима определённая "доза" двигательной активности, то есть деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Малоподвижный образ жизни в школе не может не сказаться на самочувствии - накапливается мышечное напряжение, падает работоспособность, увеличивается утомление. Для этого проводят физкультминутки - динамические паузы (слайд) непосредственно на уроках. Достаточно всего 3-4 упражнений, чтобы снять усталость. Здоровьесберегающие технологии, используемые в ходе урока. 1. Комфортное начало и конец урока урока. 2. Рефлексия (музтерапия). 3. Разнообразие видов учебной деятельности 4. Физминутки, разминка для глаз. 5. Частая смена видов деятельности, способствующая снятию напряжения на уроке.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний об имени числительном Форма проведения: интегрированный урок – экскурсия. Цель урока: систематизировать и повторить изученное в разделе "Имя числительное" (понятие о части речи, разрядах, изменении числительных, морфологических особенностях и их синтаксической роли). Задачи урока. 1. Образовательные: -развитие умений отличать числительные от других частей речи, производить морфологический и синтаксический разборы, изменять числительные по падежам, использовать их в своей речи (устной и письменной); - совершенствование навыков употребления имен числительных с именами существительными; - развитие навыков классификации имен числительных по виду строения (простые, сложные, составные), разряду по значению (целые, количественные и порядковые; дробные; собирательные); - закрепление орфографических правил написания числительных; - проведение работы по запоминанию словарных слов; -освоение навыков заполнения бланков деловых бумаг.
2. Развивающие: - развитие практических навыков выделения имени числительного в письменных и устных текстах; - развитие речемыслительной деятельности учащихся; - формирование навыков употребления числительных в текстах официально -делового, научного и разговорного стиля; - развитие практических навыков заполнения деловых бумаг (расписка) с использованием имен числительных; - развитие творческих способностей детей; - развитие навыков снятия эмоционального и физического напряжения учащихся (физкультминутка). 3.Воспитательные: - воспитание навыков самостоятельной, групповой работы учащихся; -воспитание и совершенствование навыков индивидуальной работы в рамках дифференцированного подхода к обучающимся; - воспитание навыков социально-бытовой адаптации; Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, плакат «Афиша», бланки деловых бумаг (расписка). Методы обучения: 1. наглядно – демонстрационный, 2. словесно-объяснительный, 3. экспериментально- практический, 4. индивидуально-развивающий, 5. смешанный. Формы работы: - фронтальный опрос, - беседа, - групповая работа, - учебно - поисковая деятельность учащихся, - самостоятельная работа учащихся, - предметно-дидактическая, развивающая, деловая игра, - индивидуальные занятия по раздаточному материалу, - занятия для снятия эмоционального и физического напряжения учащихся (зрительная и опорно-двигательная физкультминутки).
Ход урока.
1 этап. Организационный момент. Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы совершим увлекательную экскурсию в мир чисел. Это урок - приключение, полное опасностей и неожиданностей, путешествие к земле знаний. Ребята, закройте глаза и представьте себе парусник, на котором мы совершим путешествие. (Слайд 1). (Рефлексия. На фоне презентации звучит шум моря, пение птиц.) Учитель: Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах Мимо острова крутого, Мимо города большого; Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. (Слайд 1)
На таком корабле, да и с таким экипажем, можно плыть даже к самому горизонту. Запишите словарные слова и поработайте с ними (ударения, безударные, предлоги и окончания). 2 этап. Формулирование темы и цели урока. Учитель: определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Цифры все хоть что-то значат, Только Ноль несчастный плачет – Он не значит ничего, Будто бы и нет его. Девять с ним дружить не хочет, Восемь голову морочит, Семь, Шесть, Пять смеются вслед, И Четверке дела нет. Стали Три и Два дразниться. И пошел Ноль к Единице. Позади нее он встал И ничем быть перестал. (Слайд 3) Учитель: назовите только имена числительные (сравните с текстом на слайде). Учитель: Сегодня мы будем повторять все то, что мы знаем об имени числительном. А знаем мы немало. Тема нашего урока так и звучит «Повторение изученного об имени числительном». 3 этап. Актуализация знаний учащихся. Учитель: На каких уроках вам помогают числительные? (Русский язык, математика). – А я хочу вам показать, что не только на этих уроках вы встречаетесь с числительными, но и на других тоже. 4 этап. Проверка домашнего задания. Прочитать текст расписки. В каком стиле написан текст? Учитель. Что вы знаете об имени числительном как части речи? 5 этап. Повторение пройденного материала. 1) Учитель: Расшифруйте схему. Нет ли в ней ошибки? Числительные
Количественные Порядковые Количество предметов Порядок при счете Сколько? Какой? (Который?) Распределите на афише кинотеатра названия кинофильмов, мультфильмов (поставленных по авторским литературным произведениям), согласно опорной схеме. Задание: - из банка данных один ученик выбирает словосочетания и расставляет таблички со словосочетаниями по местам, -раскрась афишу (выдели цветными маркерами числительные), - карточки аналогичные на парты (проверка отвечающего).
СКОЛЬКО? КАКОЙ? «Два капитана», «Первая любовь», «Три мушкетера», «Восемнадцатое лето», «Тридцать три попугая», «Сорок первый год». (Слайд 4)
ПЕРЕМЕНА. Учитель. Отгадайте загадки, в которых есть числительные. Сколько солнышек за тучкой, Сколько стержней в авторучке, Сколько у слона носов, Сколько на руке часов? Сколько ног у мухомора И попыток у сапера, Знает и собой гордится, Цифра-столбик…(1) (Слайд 5)
Сколько ушек на макушке, Сколько ног у пол-лягушки, Сколько у сома усов У планеты полюсов, Сколько в целом половинок, В паре - новеньких ботинок, И передних лап у льва Знает только цифра…(2) (Слайд 6) Учитель. Молодцы! Продолжаем наше плавание. Прочитайте имена числительные. Двойка Пятьдесят Трехэтажный Два Третий Утроить Около полутора минут Полтораста километров. (Слайд 7) Учитель: Составьте словосочетания, в состав которых входят имена числительные, учитывая классификацию по разряду значения и строению. Учитель: Следующий пункт нашей экскурсии-Синтаксическая страна. Здесь необходимо выполнить синтаксический разбор предложения. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (простое, невосклиц., повеств., распр.) Учитель. Какими членами предложения могут быть имена числительные? (Ответ: подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством и дополнением). Учитель: произведите морфологический разбор числительного ТРИ. Три – числит. I.Девиц (сколько?) три. Н.Ф. – три. II. Пост.-простое, колич., целое; непост.- в И.п. III. Входит в состав подлежащего (Три девицы). 6 этап. Физкультминутка. Физкультминутка для глаз «Видят глазки всё вокруг» Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. (Слайд 8) Учитель. Прибываем в Страну математики. Учителями математики подсчитано, что за 6 лет обучения, вами, уважаемые учащиеся, получено более 1000 000 отметок; нам, учителям, подарено около 1000 000 000 улыбок. В школе проведено более 200 праздников. Курс 6 класса составляет около 200 уроков русского языка и около 400 уроков русского языка и математики. Долгожданные летние каникулы длятся более 90 дней. (Слайд 9) Учитель. -Можем ли мы назвать числа на слайде именами числительными? (нет) - Что же нужно, чтобы числа стали именами числительными? (записать словами или употребить в речи). Необходимо записать примеры. 47 + 15 = 62 189 – 33 = 156 Ответ: К сорока семи прибавить пятнадцать, будет шестьдесят два. От ста восьмидесяти девяти вычесть тридцать три, будет сто пятьдесят шесть. (Слайд 10) 7 этап. Физкультминутка. Упражнения для снятия психо-эмоционального и физического напряжения учащихся. Быстро встали, улыбнулись Выше-выше потянулись. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на месте побежали 8 этап. Подведение итога урока. Учитель. Отгадайте ребусы: 7я, 40а, 100л, е2, о5, с3ж Ответ: семья, сорока, стол, едва, опять, стриж. (Слайд 12) Учитель. На заключительном этапе нашего странствования будет прибытие в Страну биологии. На уроке биологии вы изучаете растения. Перед вами на столах лежат «разноцветные ромашки». «Лепестки ромашек " помогут вам проверить, хорошо ли вы повторили материал об имени числительном.
Взаимопроверка:
Вопрос Обозначает: По строению: Разряд по значению: Часть речи. Одна вторая арбуза Сколько? Часть предмета (количество) составное дробное Числительное Количественное Десятого слона Какого? Которого? Порядок предмета при счете Простое целое Числительное Порядковое К пятидесяти бабочкам К скольким? Количество предметов сложное целое Числительное Количественное Учитель.- Как мы находим имена числительные в тексте? (По вопросу, значению слова). - Все ли слова со значением счета являются числительными? (кроме имени числительного - глаголы, прилагательные, существительные). - Какие разряды имени числительного вы знаете? (Числительные, обозначающие целые числа; дробные; собирательные). - Какими могут быть числительные по строению? (Простые, сложные, составные). - Какова синтаксическая роль имени числительного? (Числительные могут являться и входить в состав всех членов предложения: главных и второстепенных).
Штормы и ветры нам не страшны. Ждут берега нас далекой страны. Пусть бури и ветры с тобой верный друг И помощь протянут тебе сорок рук.
Будь смел и отважен - Прочти много книг, В большом море знаний Плыви, ученик. К заветной мечте и чудесной земле. В нагруженном знаниями корабле! Ребята, мы вернулись с вами домой и привезли с собой целый чемодан знаний! 9 этап. Оценка деятельности учащихся. 10 этап. Домашнее задание. Сочинить сказку с использованием имен числительных.