Сетевой конкурс "Школа - территория здоровья"
Пятница, 26.04.2024, 21:15
Меню сайта

Категории раздела
Номинация 1 (разработки уроков, занятий) [24]
Номинация 2 (разработки внеклассных мероприятий) [21]
Номинация 3 (описание системы работы ОУ) [6]
Номинация 4 (описание системы работы педагога) [6]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • МОУ "Учебно-методический центр"
  • АНО "ДРОЗД - Балаково"
  • Сайт Комитета образования АБМР
  • ММЦ ИТ Балаковского муниципального района

  • Главная » Файлы » Конкурс 2012 г. » Номинация 1 (разработки уроков, занятий) [ Добавить материал ]

    Урок литературы в 5 классе по рассказу Ю.Казакова "Тихое утро"«Самообладание в минуты смертельной опасности»
    [ Скачать с сервера (45.9 Kb) ] 14.05.2012, 23:04
    Пояснительная записка
    Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация урока. При правильной организации учебной деятельности возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранении высокой работоспособности, исключение переутомление учащихся. Показателем рациональной организации учебного процесса для меня являются:
    • Целесообразное чередование учебной нагрузки, смена видов деятельности.
    • Применение технических средств, в соответствии с гигиеническими требованиями.
    • Мотивация и успех в учебной деятельности.
    • Создание уважительной, доброжелательной атмосферы на уроке и во внеурочное время.
    • Темп и особенность начала и окончания урока.
    Необходимую двигательную активность обеспечивают физкультминутки, динамические паузы.
    1. Технология деятельности на уроке. Рациональная организация урока (по Н.К. Смирнову) включает в себя разнообразные виды деятельности, частоту их чередования, плотность не менее 60%,смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки.
    2. Технология по снятию утомления зрения «зрительная гимнастика» (автор Бэйтс), тренажер (по методике В.Ф. Базарного). Цель технологии — снятие зрительного напряжения и утомления глазных мышц.
    3. Технология по профилактике нарушений опорнодвигательной системы (рекомендованную министерством здравоохранения Саратовской области). Цель технологии - снятие утомления мышц, профилактика сколиозов, профилактика правильной осанки.
    4. Тематика, направленная на формирование навыков здорового образа жизни. На уроках литературы (используются тексты для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ, пропагандирующие разные виды спорта, олимпийское движение, здоровый образ жизни и т.п.
    5. Технологии, направленные на уменьшение эмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС (релаксация, игра, воздействие цветовых гамм, использование музыки, ситуации «новизны, удивления, успеха»).

    Организация процесса обучения на здоровьесберегающей основе это творческий акт, который требует знаний психологии, физиологии и гигиены, изучения индивидуальных особенностей детей.
    Изучение данной проблемы послужило основанием для серьёзного осмысления важности для здоровья детей изменений в учебно-воспитательном процессе с тем, чтобы урок способствовал не только интеллектуальному развития обучающихся, но и сохранению их психического и физического здоровья. Чтобы школьные занятия не растрачивали функциональные резервы детского организма. С этой целью необходимо не только соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебного процесса, но и совершенствовать педагогические технологии и режим школьного обучения.
    Надеюсь, что данный урок пойдет на пользу здоровья учеников.

    Тема: «Самообладание в минуты смертельной опасности» Ю.П. Казаков «Тихое утро»

    Учитель русского языка и литературы Гвоздева Светлана Викторовна
    Класс: 5
    Цель урока:
    1. проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев;
    2. воспитание на конкретном материале гуманистических чувств человека; любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание.
    3. Обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи.
    4. Сохранение здоровья учащихся.
    Оборудование урока:
    • Видеозапись музыкального произведения М.П. Мусоргского. "Рассвет на Москве-реке», звуки природы.
    • Предложения на логопедической дорожке.
    • Сюжетные картинки по произведению.
    • Презентация к уроку.
    Ход урока Описание здоровьесберегающих технологий
    1. Организационный момент.
    Мы с вами живем в сельской местности. Случалось ли вам рано вставать? Что вы чувствовали? Какое настроение было у вас?
    Давайте вспомним все звуки раннего утра.
    2. Музыкальная минутка.
    Звучит запись птичьих голосов ранним утром.
    • У вас хорошее настроение? Какое слово можно подобрать к этим звукам? Почему?
    • Как вы думаете, герои рассказа Ю.Казакова испытывали то же самое?
    3. Сообщение темы и цели урока.
    - Юрий Павлович Казаков – писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы. Как нужно жить? Какими качествами нужно обладать? Что лежит в основе человеческого поведения? Что такое добро? Что такое зло?
    В рассказе «Тихое утро» писатель предстает перед нами как тонкий психолог, раскрывающий самые потаенные уголки своих героев. А читатель должен сам решить, насколько герои Казакова хороши.
    Чтобы вы смогли более глубоко проникнуть в душевный мир героев, осмыслить их психологическое состояние, предлагаю обсудить ряд вопросов:
    - Что такое добро? Что такое зло?
    (поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой)
    (зло – поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей)
    - Где существует добро и зло – во внешнем окружающем мире или в душе человека?
    (добро и зло существует не извне, в душе человека)
    4. Сообщение задач урока.
    - Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой?
    (нельзя, в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны и нравственные «взлеты» и нравственные «падения»)
    - На примере какого героя рассказа можно проследить за разными поступками и чувствами?
    - Задачи нашего урока: проследить за поступками, мыслями, чувствами главного героя – Яшки. Найти «точки» нравственных
    «взлетов» и «падений».
    5. Анализ рассказа
    1) Раннее утро
    -Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение?
    (настроение было добрым, радостным, веселым, утро показалось прелестным)
    - Найдите описание деревни. Для чего оно дано?
    (утро было тихое, мирный радостный рассвет, трудовой встает над землей. Природа вызывает у Яшки радостное настроение)
    - Мирный, радостный, добрый рассвет вдохновлял художников, музыкантов. Прослушайте отрывок музыкального произведения «Рассвет на реке», чтобы лучше поняли внутреннее утреннее состояние Яшки.
    (Звучит музыка)
    -Ваши впечатления. Какое утро у композитора? Что вы услышали?
    (покой, тишина, умиротворение, радость)
    2) Выразительное чтение: сцена пробуждения и сборов Володи
    Яшка будит Володю. (Рано)
    - Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило?
    (он не получил ожидаемого признания)
    - Найдите слова, передающие раздражительное состояние Яшки.
    (Яшка разозлился, зло ответил, съязвил и т.д.)
    3) Чтение по ролям диалог Яшки и Володи
    - Чтобы понять, какие чувства испытывает в этот момент Яшка, прочитайте по ролям их диалог.
    Как удалось передать чувства героев?
    (спросить 1-2 ученика) (злость, раздражение).
    - Как Володя реагирует на раздражительное отношение к себе Яшки вначале и по пути к колодцу? Что чувствовал?
    4) Выборочное чтение
    - Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку?
    - Какие по характеру приятели могли нравиться Яшке? Почему он идет на рыбалку с Володей?
    - Проанализируйте сцену у колодца. Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе?
    - Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей?
    5) Работа с сюжетными картинками
    1) Найдите по описанию природы подходящую картинку и определите роль пейзажа в этом отрывке. Что произошло с мальчиками по дороге к реке?
    ( между мальчиками возникли добрые отношения, красота утра их радует, солнце взошло, стало светло, стало спокойно на душе у мальчишек, злость уснула. Природа созвучна настроению героев).
    6) Словарная работа ОМУТ
    Толковый словарь Ожегова.
    омут - глубокая яма на дне реки, озера. только с виду)
    Пример: В тихом омуте черти водятся (посл. о том, кто тих, смирен
    2. - водоворот на реке, образуемый встречным течением
    Пример: Затянуло (безл.) в омут кого-нибудь. Омут страстей (перен.).
    - Найдите описание омута. Какое настроение оно создает?
    ( тревожное состояние рассказ Яшки про осьминога)
    6.ФИЗМИНУТКА
    «Рыболов и рыбки»
    На полу или на площадке чертится большой круг. Один из играющих – Рыболов – находится в центре круга, он приседает на корточки. Остальные играющие – рыбки, обступив круг, хором говорят: «Рыбачок, Рыбачок, поймай нас на крючок». На последнем слове Рыбачок вскакивает, выбегает из круга и начинает гоняться за рыбками, которые разбегаются по всей площадке или залу. Пойманный игрок, становится Рыбачком и идет в центр круга.
    7) Рыбалка - составление плана в тетради
    1.Рыба ушла
    Все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой. Давайте проследим за этими изменениями.
    2.Лещ.
    3. Ком земли.
    4. Володя тонет.
    - Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет?
    - Почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что, « убежать никак нельзя»? ( Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него).
    - Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно.
    Логопедическая дорожка.
    - Встали. Читаем на логопедической дорожке:
    • Он ог ля
    • нул ся: яр ко
    • све ти ло солн
    • це, и ли стья кус
    • тов и вет лы блес
    • те ли, ра дуж но го ре
    • ла па у ти на меж
    • ду цве та ми, и тря со гуз
    • ка си де ла на вер
    • ху, на брев не, по ка
    • чи ва ла хвос том и
    • блес тя щим гла зом смот
    • ре ла на Яш ку, и все бы
    • ло так же, как и всег
    • да, все ды ша ло по ко ем и ти
    • ши ной, и сто я ло над зем
    • лей ти хо е ут ро, а меж ду
    • тем вот толь ко сей час слу чи
    • лось страш ное.)
    -Дается описание тихого утра. Перечитайте, определите роль пейзажа в этом отрывке.
    7. Художественный пересказ от лица Яшки
    Самостоятельная работа.
    8. Выполнение задачи урока
    1. Любовь истинная.
    - Почему Яшка плачет так горько и безутешно?
    Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера?
    ( Яшка еще всерьез не встречался с жизнью, с ее суровостью, непредсказуемостью, он испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли, что Володя мог утонуть, жалел его)
    - Это трагическое событие потрясло Яшку, оставило след у обоих мальчиков. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему.
    - Какие мысли и чувства вызывает описание природы в рассказе?
    ( вызывает светлые чувства, радостные. Рассказ со счастливым концом.)
    2. Вывод: Яшка не только спас Володю. Он поднялся на новую нравственную высоту, преодолев злость, раздражения, страх за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла настоящая истинная любовь, которая одна должна царить в душе человека.
    3. Тестирование «Сравнительная характеристика мальчиков».
    Фрагменты из текста рассказа Ю.Казакова «Тихое утро», в которых изображаются переживания персонажей, соотнесите их с именами:
    Чувства и переживания Яшки Чувства и переживания Володи
    Итоги тестирования и выводы по сравнению героев.
    - И Яшке и Володе не хочется так рано вставать. Яшка берет удочки, готовит червяков, будит Володю. Володя только успевает одеться, Яша чувствует себя в деревне свободно, спокойно, многое знает о жизни природы, о рыбалке. Володя, напротив, робел, не умел различать голоса птиц, не умел ловить рыбу - все это ему предстояло узнать и освоить. Однако оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу, Володя не хуже Яшки, он просто другой, любознательный. Оказавшись, в такой ситуации выстояли, оказались мужественными стойкими.
    9. Составление памятки по правилам поведения на воде.
    - Что мы должны знать, какие правила должны соблюдать, когда идем к реке или водоему?
    - Знаете ли вы, как нужно действовать при спасение утопающих?
    - Какое качество Яшки помогло им с Володей выжить?
    Д/з. подготовить устное сообщение, рассказ на темы:
    1. Рассказ о трудном случае из своей жизни, рассказав, описав настроение, чувства, которые пережили.
    2. Характеристика главного героя
    3. Сравнительная характеристика героев
    4. Составление памятки о поведении на воде.
    Оценки.
    10. Итог урока. Релаксация.
    • Что нового вы узнали?
    • Что вам больше всего понравилось на уроке?
    • Какие задания вызвали затруднения?
    • Какие у вас есть предложения?
    • Ребята, почему говорят, природа дает нас силы для жизни?
    • Что мы с вами должны помнить, бывая у водоемов?
    - Я желаю вам, чтобы вы никогда не были в такой сложной стрессовой ситуации, как герой рассказа Ю.Казакова «Тихое утро» Яшка. Желаю, чтобы вы были здоровы и счастливы.
    (Звучит музыка)
    Для того чтобы снять напряжение от эмоциональных сцен рассказа, предлагаю вам расслабиться, закрыть глазки и представить себе: раннее утро, солнечные лучи проникают в к вам в комнату и согревают лаской и любовью. Рассвет – это символ новой пробуждающей жизни, новых впечатлений и чувств.
    Спасибо за урок!

    Список используемых источников:
    1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы. Под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. М.: «Просвещение», 2005
    2. Литература. Начальный курс. 5 кл.: Учебник-хрестоматиядля общеобразоват. учреждений. В двух частях. Авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова. М.: Мнемозина, 2005
    3. Литература в 5 классе. Урок за уроком. / Турьянская Б.И. и др./ – М.: «Русское слово», 1999
    4. 2. Литература. 5-9 классы: активные формы обучения. / Тареева Л.И. и др./ – Волгоград: Учи¬тель, 2008
    5. 3. Литературные викторины. / Козак О.Н./ – СПб.: СОЮЗ, 1998
    6. 4. Литературные забавы на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006/ Агеева И.Д.
    Информационные источники:
    1. М.П. Мусоргский. "Рассвет на Москве-реке» http://rmo-musical.ucoz.ru/load/nashe_video/rassvet_na_rekemoskve/3-1-0-61
    2. Фотографии : Алексей Строганов : http://www.fashionbank.ru:88/photo/84150.html
    3. Музыка природы - симфония воды и пение птиц http://muzico.ru/download.php?get=aHR0cDovL2NzNDUyNy52ay5jb20vdTQ3NTg5Mzc4L2F1ZGlvL2VkNDMwOGE4YmZjNC5tcDM=&name=%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20-%20%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%20(4:02)
    4. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/urok-literatury-v-7-klasse-yu-kazakov-tikhoe-utro
    5. http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Tikhoe-utro-Kazakov/Tikhoe-utro-Kazakov.html
    6. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5c4a936b-3a41-484c-af0b-68e7f0ac3dbd/%5BLI5RK_33-01%5D_%5BTR_03%5D.swf
    Категория: Номинация 1 (разработки уроков, занятий) | Добавил: Светлана | Теги: здоровьесберегающие технологии, литература 5 класс
    Просмотров: 7159 | Загрузок: 483 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.5/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz