Пояснительная записка Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация урока. При правильной организации учебной деятельности возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранении высокой работоспособности, исключение переутомление учащихся. Показателем рациональной организации учебного процесса для меня являются: • Целесообразное чередование учебной нагрузки, смена видов деятельности. • Применение технических средств, в соответствии с гигиеническими требованиями. • Мотивация и успех в учебной деятельности. • Создание уважительной, доброжелательной атмосферы на уроке и во внеурочное время. • Темп и особенность начала и окончания урока. Необходимую двигательную активность обеспечивают физкультминутки, динамические паузы. 1. Технология деятельности на уроке. Рациональная организация урока (по Н.К. Смирнову) включает в себя разнообразные виды деятельности, частоту их чередования, плотность не менее 60%,смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки. 2. Технология по снятию утомления зрения «зрительная гимнастика» (автор Бэйтс), тренажер (по методике В.Ф. Базарного). Цель технологии — снятие зрительного напряжения и утомления глазных мышц. 3. Технология по профилактике нарушений опорнодвигательной системы (рекомендованную министерством здравоохранения Саратовской области). Цель технологии - снятие утомления мышц, профилактика сколиозов, профилактика правильной осанки. 4. Тематика, направленная на формирование навыков здорового образа жизни. На уроках литературы (используются тексты для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ, пропагандирующие разные виды спорта, олимпийское движение, здоровый образ жизни и т.п. 5. Технологии, направленные на уменьшение эмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС (релаксация, игра, воздействие цветовых гамм, использование музыки, ситуации «новизны, удивления, успеха»).
Организация процесса обучения на здоровьесберегающей основе это творческий акт, который требует знаний психологии, физиологии и гигиены, изучения индивидуальных особенностей детей. Изучение данной проблемы послужило основанием для серьёзного осмысления важности для здоровья детей изменений в учебно-воспитательном процессе с тем, чтобы урок способствовал не только интеллектуальному развития обучающихся, но и сохранению их психического и физического здоровья. Чтобы школьные занятия не растрачивали функциональные резервы детского организма. С этой целью необходимо не только соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебного процесса, но и совершенствовать педагогические технологии и режим школьного обучения. Надеюсь, что данный урок пойдет на пользу здоровья учеников.
Тема: «Самообладание в минуты смертельной опасности» Ю.П. Казаков «Тихое утро»
Учитель русского языка и литературы Гвоздева Светлана Викторовна Класс: 5 Цель урока: 1. проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев; 2. воспитание на конкретном материале гуманистических чувств человека; любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание. 3. Обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи. 4. Сохранение здоровья учащихся. Оборудование урока: • Видеозапись музыкального произведения М.П. Мусоргского. "Рассвет на Москве-реке», звуки природы. • Предложения на логопедической дорожке. • Сюжетные картинки по произведению. • Презентация к уроку. Ход урока Описание здоровьесберегающих технологий 1. Организационный момент. Мы с вами живем в сельской местности. Случалось ли вам рано вставать? Что вы чувствовали? Какое настроение было у вас? Давайте вспомним все звуки раннего утра. 2. Музыкальная минутка. Звучит запись птичьих голосов ранним утром. • У вас хорошее настроение? Какое слово можно подобрать к этим звукам? Почему? • Как вы думаете, герои рассказа Ю.Казакова испытывали то же самое? 3. Сообщение темы и цели урока. - Юрий Павлович Казаков – писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы. Как нужно жить? Какими качествами нужно обладать? Что лежит в основе человеческого поведения? Что такое добро? Что такое зло? В рассказе «Тихое утро» писатель предстает перед нами как тонкий психолог, раскрывающий самые потаенные уголки своих героев. А читатель должен сам решить, насколько герои Казакова хороши. Чтобы вы смогли более глубоко проникнуть в душевный мир героев, осмыслить их психологическое состояние, предлагаю обсудить ряд вопросов: - Что такое добро? Что такое зло? (поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой) (зло – поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей) - Где существует добро и зло – во внешнем окружающем мире или в душе человека? (добро и зло существует не извне, в душе человека) 4. Сообщение задач урока. - Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой? (нельзя, в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны и нравственные «взлеты» и нравственные «падения») - На примере какого героя рассказа можно проследить за разными поступками и чувствами? - Задачи нашего урока: проследить за поступками, мыслями, чувствами главного героя – Яшки. Найти «точки» нравственных «взлетов» и «падений». 5. Анализ рассказа 1) Раннее утро -Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение? (настроение было добрым, радостным, веселым, утро показалось прелестным) - Найдите описание деревни. Для чего оно дано? (утро было тихое, мирный радостный рассвет, трудовой встает над землей. Природа вызывает у Яшки радостное настроение) - Мирный, радостный, добрый рассвет вдохновлял художников, музыкантов. Прослушайте отрывок музыкального произведения «Рассвет на реке», чтобы лучше поняли внутреннее утреннее состояние Яшки. (Звучит музыка) -Ваши впечатления. Какое утро у композитора? Что вы услышали? (покой, тишина, умиротворение, радость) 2) Выразительное чтение: сцена пробуждения и сборов Володи Яшка будит Володю. (Рано) - Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило? (он не получил ожидаемого признания) - Найдите слова, передающие раздражительное состояние Яшки. (Яшка разозлился, зло ответил, съязвил и т.д.) 3) Чтение по ролям диалог Яшки и Володи - Чтобы понять, какие чувства испытывает в этот момент Яшка, прочитайте по ролям их диалог. Как удалось передать чувства героев? (спросить 1-2 ученика) (злость, раздражение). - Как Володя реагирует на раздражительное отношение к себе Яшки вначале и по пути к колодцу? Что чувствовал? 4) Выборочное чтение - Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? - Какие по характеру приятели могли нравиться Яшке? Почему он идет на рыбалку с Володей? - Проанализируйте сцену у колодца. Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе? - Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей? 5) Работа с сюжетными картинками 1) Найдите по описанию природы подходящую картинку и определите роль пейзажа в этом отрывке. Что произошло с мальчиками по дороге к реке? ( между мальчиками возникли добрые отношения, красота утра их радует, солнце взошло, стало светло, стало спокойно на душе у мальчишек, злость уснула. Природа созвучна настроению героев). 6) Словарная работа ОМУТ Толковый словарь Ожегова. омут - глубокая яма на дне реки, озера. только с виду) Пример: В тихом омуте черти водятся (посл. о том, кто тих, смирен 2. - водоворот на реке, образуемый встречным течением Пример: Затянуло (безл.) в омут кого-нибудь. Омут страстей (перен.). - Найдите описание омута. Какое настроение оно создает? ( тревожное состояние рассказ Яшки про осьминога) 6.ФИЗМИНУТКА «Рыболов и рыбки» На полу или на площадке чертится большой круг. Один из играющих – Рыболов – находится в центре круга, он приседает на корточки. Остальные играющие – рыбки, обступив круг, хором говорят: «Рыбачок, Рыбачок, поймай нас на крючок». На последнем слове Рыбачок вскакивает, выбегает из круга и начинает гоняться за рыбками, которые разбегаются по всей площадке или залу. Пойманный игрок, становится Рыбачком и идет в центр круга. 7) Рыбалка - составление плана в тетради 1.Рыба ушла Все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой. Давайте проследим за этими изменениями. 2.Лещ. 3. Ком земли. 4. Володя тонет. - Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? - Почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что, « убежать никак нельзя»? ( Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него). - Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно. Логопедическая дорожка. - Встали. Читаем на логопедической дорожке: • Он ог ля • нул ся: яр ко • све ти ло солн • це, и ли стья кус • тов и вет лы блес • те ли, ра дуж но го ре • ла па у ти на меж • ду цве та ми, и тря со гуз • ка си де ла на вер • ху, на брев не, по ка • чи ва ла хвос том и • блес тя щим гла зом смот • ре ла на Яш ку, и все бы • ло так же, как и всег • да, все ды ша ло по ко ем и ти • ши ной, и сто я ло над зем • лей ти хо е ут ро, а меж ду • тем вот толь ко сей час слу чи • лось страш ное.) -Дается описание тихого утра. Перечитайте, определите роль пейзажа в этом отрывке. 7. Художественный пересказ от лица Яшки Самостоятельная работа. 8. Выполнение задачи урока 1. Любовь истинная. - Почему Яшка плачет так горько и безутешно? Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера? ( Яшка еще всерьез не встречался с жизнью, с ее суровостью, непредсказуемостью, он испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли, что Володя мог утонуть, жалел его) - Это трагическое событие потрясло Яшку, оставило след у обоих мальчиков. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему. - Какие мысли и чувства вызывает описание природы в рассказе? ( вызывает светлые чувства, радостные. Рассказ со счастливым концом.) 2. Вывод: Яшка не только спас Володю. Он поднялся на новую нравственную высоту, преодолев злость, раздражения, страх за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла настоящая истинная любовь, которая одна должна царить в душе человека. 3. Тестирование «Сравнительная характеристика мальчиков». Фрагменты из текста рассказа Ю.Казакова «Тихое утро», в которых изображаются переживания персонажей, соотнесите их с именами: Чувства и переживания Яшки Чувства и переживания Володи Итоги тестирования и выводы по сравнению героев. - И Яшке и Володе не хочется так рано вставать. Яшка берет удочки, готовит червяков, будит Володю. Володя только успевает одеться, Яша чувствует себя в деревне свободно, спокойно, многое знает о жизни природы, о рыбалке. Володя, напротив, робел, не умел различать голоса птиц, не умел ловить рыбу - все это ему предстояло узнать и освоить. Однако оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу, Володя не хуже Яшки, он просто другой, любознательный. Оказавшись, в такой ситуации выстояли, оказались мужественными стойкими. 9. Составление памятки по правилам поведения на воде. - Что мы должны знать, какие правила должны соблюдать, когда идем к реке или водоему? - Знаете ли вы, как нужно действовать при спасение утопающих? - Какое качество Яшки помогло им с Володей выжить? Д/з. подготовить устное сообщение, рассказ на темы: 1. Рассказ о трудном случае из своей жизни, рассказав, описав настроение, чувства, которые пережили. 2. Характеристика главного героя 3. Сравнительная характеристика героев 4. Составление памятки о поведении на воде. Оценки. 10. Итог урока. Релаксация. • Что нового вы узнали? • Что вам больше всего понравилось на уроке? • Какие задания вызвали затруднения? • Какие у вас есть предложения? • Ребята, почему говорят, природа дает нас силы для жизни? • Что мы с вами должны помнить, бывая у водоемов? - Я желаю вам, чтобы вы никогда не были в такой сложной стрессовой ситуации, как герой рассказа Ю.Казакова «Тихое утро» Яшка. Желаю, чтобы вы были здоровы и счастливы. (Звучит музыка) Для того чтобы снять напряжение от эмоциональных сцен рассказа, предлагаю вам расслабиться, закрыть глазки и представить себе: раннее утро, солнечные лучи проникают в к вам в комнату и согревают лаской и любовью. Рассвет – это символ новой пробуждающей жизни, новых впечатлений и чувств. Спасибо за урок!
Список используемых источников: 1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы. Под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. М.: «Просвещение», 2005 2. Литература. Начальный курс. 5 кл.: Учебник-хрестоматиядля общеобразоват. учреждений. В двух частях. Авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова. М.: Мнемозина, 2005 3. Литература в 5 классе. Урок за уроком. / Турьянская Б.И. и др./ – М.: «Русское слово», 1999 4. 2. Литература. 5-9 классы: активные формы обучения. / Тареева Л.И. и др./ – Волгоград: Учи¬тель, 2008 5. 3. Литературные викторины. / Козак О.Н./ – СПб.: СОЮЗ, 1998 6. 4. Литературные забавы на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006/ Агеева И.Д. Информационные источники: 1. М.П. Мусоргский. "Рассвет на Москве-реке» http://rmo-musical.ucoz.ru/load/nashe_video/rassvet_na_rekemoskve/3-1-0-61 2. Фотографии : Алексей Строганов : http://www.fashionbank.ru:88/photo/84150.html 3. Музыка природы - симфония воды и пение птиц http://muzico.ru/download.php?get=aHR0cDovL2NzNDUyNy52ay5jb20vdTQ3NTg5Mzc4L2F1ZGlvL2VkNDMwOGE4YmZjNC5tcDM=&name=%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20-%20%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%20(4:02) 4. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/urok-literatury-v-7-klasse-yu-kazakov-tikhoe-utro 5. http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Tikhoe-utro-Kazakov/Tikhoe-utro-Kazakov.html 6. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5c4a936b-3a41-484c-af0b-68e7f0ac3dbd/%5BLI5RK_33-01%5D_%5BTR_03%5D.swf