Сетевой конкурс "Школа - территория здоровья"
Четверг, 28.03.2024, 18:27
Меню сайта

Категории раздела
Номинация 1 (разработки уроков, занятий) [24]
Номинация 2 (разработки внеклассных мероприятий) [21]
Номинация 3 (описание системы работы ОУ) [6]
Номинация 4 (описание системы работы педагога) [6]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • МОУ "Учебно-методический центр"
  • АНО "ДРОЗД - Балаково"
  • Сайт Комитета образования АБМР
  • ММЦ ИТ Балаковского муниципального района

  • Главная » Файлы » Конкурс 2012 г. » Номинация 2 (разработки внеклассных мероприятий) [ Добавить материал ]

    МБОУ "Основная общеобразовательная школа № 8" "Здоровое поколение-здоровое будущее" Цикл меропри
    [ Скачать с сервера (133.6 Kb) ] 17.05.2012, 23:20
    Комитет образования Администрации Балаковского
    Муниципального района
    МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 8»

    Сетевой конкурс
    «Школа – территория здоровья»

    Цикл мероприятий для учащихся 6-9 классов




    Описание используемых здоровьесберегающих технологий
    Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. более 70 % времени его бодрствования связаны с пребыванием в учреждениях образования.
    Для укрепления здоровья учащихся работникам школы необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении их здоровья.
    Применяя здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе педагог, школьный библиотекарь сохраняют и улучшают здоровье обучающихся.
    Здоровьесберегающая образовательная технология – система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучающихся, педагогов).
    Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
    - технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
    - технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
    - разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

    Работа по пропаганде здорового образа жизни и применение здоровьесберегающих технологий в библиотеке.

    По возможности в библиотеке осуществляется индивидуальный подход к учащимся в связи с их медицинскими и физиологическими особенностями. Большое внимание уделяется ученикам младших классов.
    У многих детей плохое зрение, поэтому таким ребятам необходимо подобрать книги с более крупным и четким шрифтом. При работе в читальном зале, при написании докладов и сообщений библиотекарь следит за осанкой ребенка.
    Уделяется большое внимание комфортной обстановке в библиотеке. Очень часто ребята приходят в школьную библиотеку не только взять и почитать книги, но и пообщаться друг с другом, поговорить в спокойной и тихой атмосфере.

    При подготовке библиотечных мероприятий с позиции здоровьесберегающих технологий библиотекарю надо придерживаться основных правил.
    Правило 1. Распределение интенсивности умственной деятельности
    При организации мероприятия выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
    Эффективность усвоения важного материала учащихся в течение всего мероприятия такова:
    - 5-25-я минута — 80%;

    - 25-35-я минута — 60-40%;

    - 35-40-я минута — 10%.
    Библиотечное мероприятие, организованное на основе принципов здоровьесбережения, не должно приводить к тому, чтобы учащиеся к концу мероприятия сильно уставали.

    Правило 2. Снятие эмоционального напряжения
    Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий, введение в ход мероприятия исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
    Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

    Правило 3. Создание благоприятного психологического климата на библиотечном мероприятии
    Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция библиотекаря на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать библиотекарь, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
    Необходимо поощрять стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
    Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность учащихся заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению интересного материала мероприятия.
    По окончании мероприятия ученики покидают библиотеку с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

    Правило 4. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
    Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, внеклассных мероприятий, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
    Научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью. Вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов, внеклассных мероприятий, а это позволит показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

    Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью большинства библиотечных мероприятий. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма – на 15–20 минут мероприятия по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
    Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли ведущего, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.


    Серия игр «Азартная дюжина», посвящённых пропаганде здорового образа жизни.
    Для учащихся 6-9 кл.

    Правила игры:

    1.Одновременно в игре участвуют три команды.
    2.Каждой команде в качестве стартового капитала выдаётся пять жетонов.
    3.В игре 12 вопросов. (Можно провести короткую игру из 12 вопросов, но можно сделать и несколько блоков по 12 вопросов в каждом.)
    4.Перед каждым вопросом ведущего команда может сделать ставку на вопрос в любом количестве имеющихся жетонов. В случае правильного ответа команда получает то количество жетонов, которое было поставлено на вопрос, при неправильном ответе – штрафуется на это же число жетонов. Если команда не делала ставки, то при правильном ответе она получает один жетон, при неверном ответе – штрафуется на один жетон.
    5.После каждого ответа на вопрос ведущий может дополнить ответ команды.
    6.Ведущий принимает ставки, затем зачитывает вопрос. Ассистент ведущего следит, капитан какой команды первым поднимает руку для ответа. Если желающих отвечать на вопрос нет, то право ответа разыгрывается по жребию.
    7.После шестого вопроса можно провести тайм-аут, во время которого устраивается викторина для зрителей и весёлая физкультминутка для участников игры и зрителей.
    8.Каждую из приведённых здесь «дюжин» можно использовать как отдельную игру или объединить в три раунда одной игры на тему «Мы – за здоровый образ жизни!»

    Азартная дюжина «Брось сигарету!»

    Жить дурно, неразумно, невоздержанно – значит медленно умирать.
    Демокрит.

    Цели:
    - пропаганда здорового образа жизни;
    - расширение и закрепление знаний о вредном воздействии табакокурения на организм человека;
    - формирование у учащихся умений работать в коллективе.

    Вопросы:

    1.В своей научной монографии «Панацея ото всех страшных ран и болезней» средневековый итальянский учёный Бенедетто Стелла восхваляет чудесные свойства табака. Так от каких же болезней лечат табаком? (Целебная сила табака не более чем миф.)
    2.Никотин содержится в томатах, баклажанах, цветной капусте, перце, чае и других продуктах. Почему же вреден только табак? (Во-первых, в перечисленных продуктах содержание никотина ничтожно; а во-вторых, с табаком никотин поступает в организм в губительном сочетании с канцерогенными смолами и многими другими вредными веществами.)
    3.Какие ядовитые вещества содержит табачный дым? (Синильную кислоту, сероводород, никотин, угарный газ, бензпирен, мышьяк, ароматические углеводороды-канцерогены и др.)
    4.Справедливо ли мнение, что употребление сигарет с фильтром делает курение безвредным? (Это не так. Фильтры задерживают максимум 20% содержащихся в дыме веществ.)
    5.Какое вещество, содержащееся в табачном дыме, вызывает у курильщиков такое заболевание, как безлихорадочный бронхит? (Аммиак раздражает слизистые оболочки лёгких, снижается, таким образом, сопротивляемость их к различным заболеваниям, в том числе к бронхиту, туберкулёзу и раку.)
    6.В дневном «рационе» курильщика синильной кислоты в 40 раз меньше смертельной дозы, так, выходит, нечего её и опасаться? (Нет. Хроническое отравление нервной системы этим ядом вызывает сбои в её работе.)

    (Тайм-аут).

    Мини-соревнование: «Кто быстрее надует шарик» (дыхательная гимнастика)

    7.К каким последствиям для организма приводит содержащийся в табачном дыме угарный газ? (Угарный газ соединяется с гемоглобином, в результате чего часть гемоглобина исключается из процесса нормального дыхания и развивается кислородное голодание организма.)
    8.Какие последствия оказывает длительное курение на пищеварительную систему? (Среди курильщиков чаще встречается язва желудка и двенадцатиперстной кишки, более того, в случае язвы опасность летального исхода у курящих выше, чем у некурящих.)
    9.Почему медики категорически запрещают курить беременным женщинам? (Курение беременной женщины приводит к рождению слабого, с маленьким весом ребёнка, повышает смертность и заболеваемость детей в первые годы жизни.)
    10.Большинство курильщиков любят приводить примеры типа: «Вот мой дедушка дымил как паровоз и дожил до 80 лет, а дядя Миша не курил и до 50 не дотянул». Так, может, они правы? (Это глупейший вид самовнушения! Возможно, если бы дедушка не курил, то дожил бы в здравии до 100 лет, а курящий дядя Миша не дожил бы и до 30 лет. Курение увеличивает вероятность смерти в десятки раз!)
    11.Справедливо ли утверждение «Курением вы губите не только себя, но и своих близких»? (Да, справедливо. Вторичный дым, или пассивное курение, может быть причиной сердечных заболеваний, рака лёгких, астмы, бронхита.)
    12.Приносит ли никотин хоть какую-то пользу? (Да, его используют как инсектицид – вещество, убивающее вредных насекомых.)

    Подведение итогов игры.

    Азартная дюжина «Наркотики – белая смерть»

    Цели:

    - пропаганда здорового образа жизни;
    - расширение и закрепление знаний о пагубном воздействии наркотиков на организм человека;
    - формирование у учащихся умений работать в коллективе.

    Вопросы:

    1.Какие вещества относятся к наркотикам? (Вещества синтетического или растительного происхождения, вызывающие изменение психического состояния человека и злоупотребление которыми приводит к развитию наркомании. Это гашиш, опий, марихуана, анаша, кокаин, алкоголь, синтетические морфиноподобные препараты и др.)
    2.К каким негативным последствиям может привести вдыхание наркотических веществ? (К мгновенным спазмам сосудов, обеспечивающих питание головного мозга, а это, в свою очередь, способно вызвать потерю сознания, остановку дыхания, сбои в работе сердца.)
    3.Почему больше всего при применении наркотиков страдают такие органы, как мозг, сердце, почки и печень? (Наркотические препараты переносятся кровью, поэтому поражаются в большей степени те части организма, которые наиболее активно кровоснабжаются.)
    4.Среди определённой части молодёжи распространено мнение, что от «лёгких» наркотиков зависимости не бывает. Так ли это? (Это не так. Курение марихуаны вызывает развитие ряда тяжёлых заболеваний, психических расстройств, а также является прямым путём к употреблению более сильных наркотиков.)
    5.Правильно ли утверждение, что раз есть врачи-наркологи, значит, наркомания излечима? (Конечно, это не так. По статистике, только 1-3 % наркоманов, прошедших курс лечения, удаётся избавиться от этой зависимости.)
    6.Почему употребление наркотиков особенно опасно в подростковом возрасте? (Чем моложе человек, тем быстрее он попадает в полную зависимость от наркотика.)

    (Тайм-аут.)

    7.В чём выражается физическая зависимость от наркотика? (Наркотик становится веществом для поддержания жизнедеятельности организма, без него у больного возникает абстиненция, или так называемая «ломка».)
    8.Что такое психологическая зависимость от наркотиков? (Маниакальная, не поддающаяся контролю тяга к употреблению наркотиков.)
    9.Каковы последствия употребления популярного в среде наркоманов дешёвого наркотика первитина (жаргонное название «винт»)? (Через 6 месяцев употребления у человека налицо все признаки дебилизма.)
    10.Какое влияние оказывает употребление наркотиков на потомство? (У родителей-наркоманов дети рождаются умственно и физически неполноценными.)
    11.Какие заболевания может вызвать наркомания? (Предраковые процессы в лёгких, атрофию мозга, эпилепсию, психозы, деградацию личности и др.)
    12.Справедливо ли рассуждение, что «наркоману может помочь только наркоман»? (Это не так. Только общими усилиями членов семьи, друзей, врачей, учителей может появиться надежда на исцеление.)

    Подведение итогов игры.

    Азартная дюжина «Опьянение – добровольное сумасшествие»

    Мы калечим жизнь своими безумствами и пороками, а потом жалуемся на беды, последовавшие за ними, и говорим, что несчастье заложено в самой природе вещей.
    К.Боуви.

    Цели:

    - пропаганда здорового образа жизни;
    - расширение и закрепление знаний о вредных последствиях употребления алкоголя для организма человека;
    - формирование у учащихся умения работать в коллективе.

    Вопросы:

    1.Одно из первых мест по производству среди органических веществ занимает этиловый спирт. Зачем же производят это вещество, так пагубно действующее на организм человека? (Этанол, или этиловый спирт, применяют в медицине в качестве дезинфицирующего средства и растворителя; в промышленности – для производства эмалей, пластмасс, синтетических волокон, каучука, синтетических моющих средств, кино– и фотоплёнки; в радиоэлектронике – при обработке контактов электрических схем и др.)
    2.Почему поглощение алкоголя в 1,5 раза выше в ткани головного мозга, чем в других тканях? (Спирт хорошо растворяется в липидах – жироподобных веществах, которыми богаты нервные клетки головного мозга, приводит к кислородному голоданию, в результате чего мозг разрушается, нервные клетки дегенерируют.)
    3.Почему употребление алкоголя особенно опасно для детей? (Чувствительность человека к токсическому действию алкоголя тем выше, чем он моложе. Смертельная доза водки для годовалого ребёнка – 100 мл, подростка 12-13лет – 250-500 мл.)
    4.Алкоголь нарушает деятельность центра терморегуляции. К каким последствиям это может привести? (Человек усиленно теряет тепло, не ощущая при этом холода, то есть при соответствующих условиях может простудиться или даже замёрзнуть).
    5.К чему приведёт концентрация алкоголя в крови…
    - 0,2-0,4%? (К тяжёлому опьянению.)
    - 0,6-0,7%? (Может вызвать смерть от паралича дыхательного центра.)
    6.Почему пьющий человек выглядит старше своих лет? (От систематического употребления алкоголя кожа человека теряет свою эластичность и стареет раньше времени.)

    (Тайм-аут.)

    7.Почему медики говорят: «Пьют родители – страдают дети»? (У злоупотребляющих алкоголем родителей дети могут родиться с физическими и умственными отклонениями.)
    8.Правильно ли утверждение о том, что употребление алкоголя в подростковом возрасте вызывает особенно опасные последствия для головного мозга? (Да, это так. Мозговая ткань у подростков беднее фосфором, богаче водой и находится в стадии структурного и функционального совершенствования. Даже однократный приём алкоголя нарушает нормальные процессы развития психики и нередко может иметь самые серьёзные последствия, а при его систематическом употреблении подросток, что называется, «тупеет» интеллектуально, эмоционально и нравственно.)
    9.К каким заболеваниям сердца приводит злоупотребление спиртными напитками? (Повышается уровень холестерина в крови, что вызывает гипертрофию и дистрофию миокарда.)
    10.Что такое «алкогольная миопатия»? (Дегенерация мышц в результате алкоголизма.)
    11.К каким последствиям приводит то, что 95% всего поступающего в организм алкоголя обезвреживается в печени? (В печени возникает воспалительный процесс – гепатит, а впоследствии рубцовое перерождение печени – цирроз.)
    12.Почему человек, злоупотребляющий алкоголем, теряет аппетит? (Действие пищеварительных желез ослабляется вследствие их истощения – атрофии, желудочный сок малоактивен, так как содержит недостаточное количество фермента пепсина.)

    Подведение итогов игры.

    Круглый стол для учащихся 8-9 классов

    «От вредных привычек откажись –
    выбери достойную жизнь!».





    Подготовила:
    Попова В.Н., библиотекарь


    Вопрос о здоровье стар как мир, но актуален и современен во все времена. Конечно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые. Только здоровые люди могут делать величайшие научные открытия и осваивать Вселенную, восхищать нас в балете и защищать, если будет нужно, нашу жизнь….А для родителей, зачем кривить душой, на первом месте стоит здоровье ребенка, а уж потом его успехи в математике и английском… Считается, что главной задачей школы является обучение детей основам наук, однако, в свете нынешнего состояния здоровья нации, считаю, задачей, равнозначной обучению наукам, должно быть обучение здоровому образу жизни. Наша общая цель - сформировать у подростков устойчивую гражданскую позицию, направленную на сознательное отношение к собственному здоровью, на здоровый стиль жизни.
    . Это мероприятие охватило большое количество активных участников при предварительной подготовке и во время его проведения. В течение месяца проходили следующие мероприятия:

    Игра в течение дня «Вытри ноги о свои лёгкие».
    На переменах игра «Меняю гадости на сладости».
    Информационная палатка (коротко о СПИДе).
    Анализ итогов анкеты, проведённой предварительно по классам.
    Экзамен (вопросы о вреде курения и о СПИДе).
    Подведение итогов конкурса плакатов.
    Круглый стол.

    Вашему вниманию представлена разработка итогового занятия – Круглый стол для учащихся 8-9 классов.

    «От вредных привычек откажись –
    выбери достойную жизнь!».

    Цель: Сохранение, укрепление и развитие духовного, физического, социального здоровья, как оптимального условия для достижения жизненных планов подростков и молодёжи.

    Задачи:
    Информировать молодёжь о негативном последствии употребления психоактивных (в том числе наркотических) веществ и других форм, ведущих к саморазрушению; о вреде и последствиях ранних сексуальных связей, абортов, инфекций.
    Способствовать формированию здорового стиля жизни, сексуальной культуры, сохранению репродуктивного здоровья, ответственного (безопасного) поведения и выбора, препятствующего рискованному поведению.

    Схема проведения занятия:
    Разминка (знакомство, установление контактов и доброжелательной обстановки).
    Опрос (выявление уровня информированности по теме занятия).
    Информационный блок (основной, с возможностью получения практических навыков и умений).
    Завершение работы (подведение итогов, обратная связь, оценка изменения информированности или оценка эффективности занятия).

    Основные формы и методы:
    «Мозговой штурм»
    Метод групповой дискуссии
    «Демонстрация»
    Работа в малых группах
    Проверка настроения и творческое задание

    Предварительная подготовка:
    Индивидуальные задания: учащимся самостоятельно подготовить презентации (о вреде курения, об алкоголизме, о наркомании) – 3 человека.
    Групповое задание: подготовить игры на весь день («Меняю гадости на сладости», «Вытри ноги о свои лёгкие») – группа 3 человека
    Групповое задание: продумать вопросы анкеты для старшеклассников, провести её заранее и подготовить результаты в виде диаграмм на слайдах – 6 человек
    Провести по классам конкурс рисунков, плакатов. Подвести итоги, отметить победителей. Лучшими плакатами украсить школу.

    Ход мероприятия:

    1 этап – учебная мотивация

    Учитель: В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен весьма выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения.
    «После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком.
    Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило… Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид их был очень жалкий».

    Ответьте на вопросы («Мозговой штурм»):
    Что же произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак?
    Какие выводы можно сделать о влиянии табака на организм человека?

    Постановка проблемы.
    Ведущий обращает внимание на то, что большой вред здоровью человека наносят курение, употребление алкоголя и наркотиков, малоподвижный образ жизни, неумение отказаться от вредных привычек, пойти на поводу у приятелей и совершить правонарушение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Именно этим проблемам будет посвящён наш круглый стол.

    2 этап – работа с понятиями в малых группах.

    Что же произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак?
    Какие выводы можно сделать о влиянии табака на организм человека?

    2 этап – работа с понятиями в малых группах.
    Бомж, Чихающий и кашляющий человек, Лидер секты, ВИЧ-инфицированный, Психически больной человек, Алкоголик, Вор-карманник.
    Наркоман, Бывший заключённый, Магистр чёрной магии.
    Обратить внимание на то, что ВИЧ-инфицированный человек не обладает никакими внешними признаками своего заболевания и поездка с ним рядом не чревата ничем опасным, т.к. СПИД не передается воздушно-капельным или бытовым путем (только при обмене «опасными» жидкостями).

    Упражнение 2: Вызываются добровольцы, которые вытягивают карточки с историями. Зачитывают вслух перед аудиторией эти истории.
    Задача: Задавая вопросы, выяснить, кто из героев ВИЧ-инфицирован. Прямой вопрос задавать нельзя.

    Ольга.29 лет. Замужем, муж – моряк дальнего плавания. В его отсутствие имеет защищенные (латексный презерватив) половые контакты со многими партнерами. Не инфицирована.

    Никита, 21 год. Студент, учится за границей. Есть любимая девушка, скоро будет свадьба. Профессионально занимается спортом. Не инфицирован.

    Арина, 23 года. Учительница в сельской школе. Незамужем. Работает всего один год. В последний год обучения попробовала наркотики (внутривенная инъекция), но привыкания не возникло, наркоманкой не является. Вич-положительна.

    Андрей, 33 года. Свободный художник. Ведет богемный (тусовочный) образ жизни. Нет постоянного интимного партнера. Во время одной из вечеринок сделал себе татуировку не стерильными инструментами. ВИЧ-положителен.

    Упражнение 3: Выяснить, что известно о способах заражения ВИЧ-инфекцией. По очереди ребята зачитывают предложенные ситуации и говорят, возможно ли заражение таким способом (в Приложении 2)

    Экзамен
    В качестве экзаменатора – Учитель. В качестве консультанта – ученики- помощники.
    Учащиеся вытягивают билет с вопросом и отвечают на него экзаменатору. Если возникают затруднения, то ученик обращается за помощью к консультанту (вопросы в Приложении 3).

    Упражнение 4: «Цель в жизни»
    Необходимые материалы: швабра.
    Задача: Способствовать формированию у подростков ответственности в принятии каких-либо решений.
    Пригласите из аудитории одного человека и попросите его удержать швабру в вертикальном положении на вытянутой руке, установив её ручкой на ладони так, чтобы перекладина оказалась вверху. Вначале необходимо удерживать равновесие, глядя вверх на перекладину. Затем – глядя только прямо перед собой.
    После выполнения задания спросите помощника: в каком случае легче было удержать швабру, глядя вверх на перекладину или только прямо перед собой?
    Комментарий учителя: Представьте, что швабра – это человеческая жизнь, ручка швабры – это жизненный путь, а перекладина – жизненные цели. Если наши помыслы устремлены вверх к нашей цели – нам легче удержать жизнь в равновесии. Мы знаем, что нам нужно, что сделает нас счастливыми, что поможет достичь заветной цели. Но если мы живём только сегодняшним днём: забыли о своей цели, руководствуемся только сиюминутными желаниями, а не разумом – тогда легко потерять равновесие, «упасть» и потерять всё, что тебе дорого: сбиться с пути.
    Вывод: Вы сами увидели, как важно знать, чего вы хотите добиться в жизни. Поспешные решения, сиюминутные желания могут лишить вас всего, что вам дорого.

    4 этап – умей сказать «нет!»

    Библиотекарь: Что такое давление среды? Давление среды - это давление или влияние, подталкивающее к плохому поведению ради того, чтобы не «уронить себя» среди одноклассников, друзей. Когда вы попадаете в трудное положение, есть ли способы не поддаваться отрицательному влиянию среды,
    не выказывая осуждения или неуважения? Какими качествами должен обладать человек для того, чтобы не поддаться негативному влиянию со стороны друзей и быть способным принимать ответственные решения даже в ситуациях, когда он может оказаться отвергнутым компанией за принятие правильного решения?

    Обсуждение историй.
    Задание по группам: Обдумайте способы своего поведения в случае, если оказывается отрицательное влияние. Рассмотрите разные способы противостояния отрицательному давлению среды.

    Четверо друзей из одного двора решили встретиться в новогоднюю ночь, чтобы покататься с горки. Саша зашёл за Андреем, затем они зашли за Сергеем и Мишей. Миша очень долго копался в своей комнате. Наконец вышли на улицу. «А я для вас что-то припас», - гордо сказал Миша и достал спрятанную под курткой бутылку с вином. «Вот это да!» - восхитился Андрюха. Сережа смутился, а Саша решительно заявил:

    Однажды вы вместе со своими приятелями идёте в гости к вашему другу. Родителей нет дома, ребята начинают пить пиво. Они передают бутылку по кругу, а когда она кончается, принимаются за следующую: пива ещё очень много. Вы не хотите его пить, вы не любите пиво. Вам неловко из-за того, что другие делают это. Вас подбадривают: «Выпей, не век же нам оставаться детьми».

    Пусть каждый из вас представит, что он с друзьями нашёл потерянный учителем листок с ответами на тесты, которые завтра будут даны в классе. Друзья говорят тебе: «Если не скажешь учителю, то нам обеспечены хорошие оценки, а если скажешь, то ты нам больше не друг и вообще пеняй тогда на себя!» Какое ты примешь решение? Послушаешь друзей? Или скажешь о находке учителю?
    ________________________________________________________________

    Как вы поступите? «Проиграйте» ситуацию по ролям. Подумайте, какую роль выберите вы?

    Упражнение 5: «Удовольствие».
    Это упражнение даст возможность участникам занятия найти альтернативные способы получения удовольствия (без табака, алкоголя, наркотиков).
    Каждому участнику необходимо написать на листочках не менее пяти удовольствий для тела, души для разума без использования психиоактивных веществ. Время 5-7 минут.
    Затем по желанию зачитываются эти удовольствия. Участникам предлагается закрыть глаза, расслабиться, а всё записанное зачитывается учителем под лёгкую музыку.

    5 этап – итоговая дискуссия.
    Все вместе обсуждаем вопрос:
    Кто несёт ответственность за здоровье человека?
    Давайте сформулируем правила поведения для противостояния негативным влияниям окружающей действительности.
    Ребята с помощью консультантов оформляют правила поведения по группам, затем озвучиваем и вырабатываем общие (в Приложении 4).

    Упражнение 6 «Проверка настроения»
    Дайте каждому участнику лист бумаги с тремя личиками (улыбка, хмурое, нейтральное) и попросите обозначить то лицо, с каким настроением вы уходите с занятия.

    Итог: Понятно, что вы, ребята, сделаете свой основной выбор за пределами школы, в реальной жизненной ситуации. Наша задача – показать возможные последствия каждого варианта выбора и подчеркнуть, что ответственность за состояние своего здоровья, за свои поступки несёт сам человек. Ему и решать, какой сделать выбор. От вредных привычек откажись – выбери достойную жизнь!

    Мы не ставим точку, нашу дискуссию мы продолжим на следующих наших встречах.

    Приложение 2
    Ситуации по СПИДу
    Цель: выяснить, что известно о способах заражения ВИЧ-инфекцией. По очереди зачитывают ситуации и говорят, возможно ли заражение таким способом.
    Секс с использованием презерватива. (если партнер заражен и презерватив порвался).
    Занятия спортом в одной и той же обуви. (нет)
    Плавание в одном бассейне( только если он полон кровью ВИЧ-инфицированного и с момента выхода его из бассейна прошло очень мало времени, т.к. вне организма человека вирус быстро разрушается. И если у вас на теле есть открытые раны)
    Поцелуй (при наличии кровоточащих ранок во рту. Слюна не содержит достаточного количества инфекции для заражения.)
    Прием наркотиков (внутривенный прием очень опасен. Если шприц не стерильный и им до вас пользовался ВИЧ-инфицированный)
    Поход в подпольный тату-салон (если инструмент не стерильный и им до вас обрабатывался ВИЧ-инфицированный)
    Укус комара (нет, ни при каких условиях)
    Нахождение в одной комнате (нет)
    Переливание крови (если кровь инфицирована)
    Кормление грудью (если мать инфицирована, ребенок может быть заражен)
    Вечеринка в гей-клубе (при наличии интимного контакта с ВИЧ-инфицированным)
    Секс с девушкой по вызову (если она ВИЧ-инфицированна)
    Массаж (нет, если у вас нет открытых ран на массируемой области и человек, делающий массаж не ВИЧ-инфицирован и у него на руках нет кровоточащих ран)
    Лечение зубов (при нестерильных инструментах, которыми до этого лечили ВИЧ-инфицированного)
    Есть шашлык вдвоем с ВИЧ-инфицированным (нет)
    Пить из одного стакана (нет)
    Незащищенный секс (да, если партнер ВИЧ-положительный)
    Роды (если мать заражена, то и ребенок, рожденный естественным путем, тоже будет заражен)
    Объятия (нет)
    Использование одной на двоих зубной щетки (нет)

    Приложение 3
    Вопросы к экзамену по СПИДу

    1.ВИЧ и СПИД – это одно и то же??
    ВИЧ – вирус иммунодефицита человека, СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита. ВИЧ, размножаясь в организме человека, начинает разрушать иммунную систему. При СПИДЕ иммунная система сильно повреждена или разрушена.

    2.Что такое СПИД?
    Синдром приобретенного иммунодефицита человека. Это совокупность определенных симптомов, свидетельствующих о том, что иммунная система сильно повреждена. Если у человека развивается иммунодефицит и обнаружены оппортунистические заболевания (инфекции, которые при здоровой иммунной системе не приносят вреда организму, но на фоне иммунодефицита вызывают серьезные болезни), то ему ставят диагноз «СПИД»,

    3. Являются ли кровососущие насекомые переносчиками ВИЧ?
    Нет. Этот вирус передается только от человека к человеку, комары здесь ни при чем. Процесс укуса не предполагает обмена кровью.

    4. В каких жидкостях организма содержится достаточное для передачи инфекции количество ВИЧ?
    -кровь; -сперма; -вагинальные выделения; -материнское молоко.

    5. Каким образом может произойти заражение ВИЧ?
    -незащищенный сексуальный контакт;
    -от матери к ребенку (повреждение плацентарного барьера во время вынашивания ребенка, при прохождении через родовые пути, через грудное молоко).
    -через кровь (инъекционный путь, переливание донорской крови, пересадка органов).

    6. Что такое иммунная система человека и для чего она нужна?
    Защита организма от проникновения разного рода инфекций – вирусов, бактерий, грибков. Заживление ран на коже, восстановление поврежденных вирусами клеток.

    7. Может ли человек почувствовать, что заразился ВИЧ?
    Невозможно почувствовать, что произошло заражение, никаких симптомов нет.

    8. Как можно проверить, инфицирован ли человек?
    Необходимо сдать кровь из вены в медицинском учреждении.

    9. Что такое период «окна»?
    Период от 1 до 6 месяцев с момента заражения, когда в организме ВИЧ присутствует, но в крови недостаточно антител, по которым определяется наличие инфекции.

    10. Всегда ли отрицательный результат обследования говорит о об отсутствии вируса ВИЧ?
    Нет, не всегда, т.к. в крови недостаточно антител, для достоверного анализа, но человек уже является вирусоносителем. Необходимо пройти повторный анализ.

    11. Что такое иммунодефицит?
    Это потеря организмом способности сопротивляться любым инфекциям. В этом состоянии человек становится беззащитным перед бактериями, вирусами.

    12. СПИД развивается у всех инфицированных?
    Нет, не у всех. Значительная часть инфицированных умирает до того, как у них разовьется СПИД.

    13. Каким образом СПИД не передается?
    Безопасны все виды контактов, когда не происходит обмен «опасными» биологическими жидкостями. Например, воздушно-капельным путем, при бытовых контактах (пользуясь общей посудой, одеждой, полотенцем, туалетом, плавая с ним в одном бассейне, здороваясь, обнимаясь и целуясь).

    14. Передается ли ВИЧ при поцелуе?
    Считается, что при поцелуе опасности заражения ВИЧ не существует. Что касается слюны, то она не содержит ВИЧ в достаточном для заражения количестве.

    15. Как можно защитить себя от заражения ВИЧ?
    Лучший способ избежать заражения ВИЧ – это не допускать проникновения крови, семенной жидкости, влагалищных выделений других людей в свой организм.
    Латексные презервативы менее пористы, чем какие-либо другие, и поэтому они надежнее.
    Следующим важным правилом является ответственность и внимательность во время инъекций в лечебном учреждении. Необходимо всегда следить за тем, чтобы врачи и медсестры пользовались только одноразовыми шприцами и иглами. Также избегайте переливания вам непроверенной донорской крови.
    И самое главное – не употреблять наркотики, т.к. около 90% ВИЧ-положительных в России это люди, употребляющие наркотики одновременно.

    Вопросы к экзамену по курению
    1. Какие вещества содержит сигаретный дым?
    Сигаретный дым содержит свыше 400 хим. веществ, которые могут вызвать заболевания - это токсические элементы: оксид азота, гидроцианид, никотин; канцерогены: уретан, бенз(а)пирен, радиополоний — 210; мышьяк, угарный газ, фенол, бутан, смолы, бензин, свинец, ацетон и др.

    2. Есть ли безопасные сигареты? Почему?
    Нет, т.к. в каждой сигарете содержится никотин и вредные хим. вещ-ва.

    3. Какие вещества в сигаретах вызывают раковые заболевания?
    Канцерогены: радиоактивный полоний - 210, соедин. никеля, уретан.

    4. Какие заболевания возникают у курильщика?
    Инфаркт миокарда, рак легких - гортани - пищевода, гангрена, бронхит, язва желудка, стенокардия.

    5. Почему у курильщиков возникает «табачный кашель»?
    Вредные вещества раздражают дыхательные пути и легкие, организм сопротивляется, пытается очиститься.

    6. Оказывает ли курение воздействие на половую систему? Какое?
    Снижается потенция, угнетение половой системы - страдают сперматозоиды и яйцеклетки.

    7. Какое воздействие оказывает курение на беременную женщину?
    Гипоксия — нехватка кислорода в крови, происходит угнетение плода: рождение с малым весом, выкидыши, смерть младенца.

    8. Кто такие курильщики поневоле?
    Те, кто находятся в обществе курильщика на расстоянии не менее 5-7 метров в округе.

    9. Какое количество сигарет может нарушить нормальный баланс кислорода и крови в легких?
    Одна сигарета.

    10. Какое садовое растение содержит никотин?
    Табак.

    11. Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения?
    Сердце, т.к. никотин сужает сосуды, и оно работает быстрее.

    12. Кто обнаружил в табаке никотин?
    Жан Нико.

    13. Как называется одежда, изобретенная специально для курильщиков?
    Смокинг.

    14. Верно, или нет, что курение вызывает сильное привыкание? Почему?
    Верно, причина никотин — вызывает психическую и хим. зависимость.

    15. В результате чего образуется неприятный запах изо рта курильщика?
    Отложение табачного дегтя на зубной эмали.

    16. Как действует никотин на сосуды человека? К чему это может привести?
    Сужает сосуды, отсюда инфаркт миокарда, гангрена, тошнота, головные боли...

    17. Чем вызван утренний кашель у курильщика?
    Развитие хронического бронхита.

    18. Почему последствия курения на всех сказываются не одинаково?
    Это связано с генетическими и биологическими особенностями организма.

    19. Назовите родину табака?
    Южная Америка.

    20. Назовите полное название закона о запрете курения от 2001 года? Какие пункты вошли в данный закон?
    Закон «Об ограничении курения табака».

    21. Действует ли курение сигарет на сердце? Как именно?
    Да, вызывает ишемическую болезнь сердца, сердечно - сосудистые заболевания, коронарную недостаточность.

    22. Есть ли какой-нибудь риск, если курить сигареты, не вдыхая дым?
    Да, как только дым касается губ, он начинает действовать на живые ткани.

    23. Влияет ли пассивное курение на детей?
    Да, в семьях, где родители курят дети болеют бронхитами, пневмониями, дети страдают слабоумием и головными болями.

    24. Опасно ли жевать табак?
    Да, люди становятся пристрастными к никотину.

    25. Можно ли изредка курить, если человек пытается бросить данную привычку?
    Нет, никотин создает постоянную терпимость к никотину.

    26. Существуют ли какие-то ограничения по продаже табачных изделий? Какие?
    Да: запрещена продажа лицам младше 18 лет, в местах детских учреждений, здравоохранения, розничная торговля.
    27. Ваши рекомендации человеку, который бросает курить.
    28. Как закон ограничивает курение табака?
    Запрещено курить в общественных местах- детские учреждения, места здравоохранения, образовательные учебные учреждения, места отдыха детей, в самолетах.

    Приложение 4
    Правила поведения: Умей сказать «нет!»

    Смотреть прямо и спокойно в глаза собеседнику.
    Уверенная манера разговора.
    Вежливо сказать: «Спасибо, нет».
    Найти причину отказа: «Спасибо, нет. Я тренируюсь. Я не хочу конфликтов с родителями и т.п.».
    Отказаться и предложить альтернативу: «Пойдёмте лучше кататься на роликах».
    Итог:
    твёрдо сказать;
    сменить тему;
    избежать ситуации;
    сменить окружение.

    Приложение 5

    Анкета для выявления ситуации в школе.

    1) Ваш пол: -мужской;-женский.
    2)Сколько вам лет?
    -13 лет,
    -14 лет,
    15 лет,
    -16 лет,
    -17 лет,
    -18 лет,
    -более 19 лет.

    3)Где вы учитесь?

    4)Напишите наименование области или населенного пункта, где вы живете.

    5)Курите ли вы?
    1.Нет (переходите к вопросу 8)
    2.Пробовал.
    3.Время от времени, но не регулярно.
    4.Постоянно в прошлом.
    5.Постоянно сейчас.
    6.Пытаюсь бросить.

    6)Сколько сигарет вы выкуриваете?
    1.Ни одной.
    2.Одну штуку в месяц.
    3.1-2 штуки в неделю.
    4.1-2 штуки в день.
    5.3-5 штуки в день.
    6.6-12 штук в день.
    7.13-25 штук в день.
    8.Более 25 штук в день.

    7)Как вы думаете, что заставляет вас курить в настоящее время?
    1.Любопытство.
    2.Неприятности или гнев.
    3.Компания, чтобы поддержать разговор.
    4.Уже втянулся.
    5.Желние расслабиться или снять напряжение.
    6.Другое (укажите, что именно).

    8) Какое из следующих выражений отражает ваше отношение к такому явлению, как наркомания? Наркомания – это…
    1.Способ забыть свои проблемы.
    2.Зависимость и заболевание.
    3.Способ провести время.
    4.То, что меня не касается.
    5.Другое (укажите, что именно).

    9) По вашей оценке, сколько ваших друзей принимают наркотики?
    1.Никто.
    2.Немногие.
    3.Половина.
    4.Почти все.
    5.Все.

    10) Доводилось ли вам лично пробовать наркотики?
    1.Нет.
    2.Да (переходите к вопросу 12).
    3.не хотел бы отвечать на этот вопрос (переходите к вопросу 16)

    11) Собираетесь ли вы испытать действие наркотиков на себе?
    1.Да (переходите к вопросу 16).
    2.Нет (переходите к вопросу 16).
    3. Не знаю (переходите к вопросу 16).

    12)В каком возрасте вы впервые попробовали наркотики и что именно?
    1.До 12 лет.
    2.13-15 лет.
    3.16-18 лет.
    4.более 18 лет.

    13.Употребляете ли вы какие-либо наркотики в настоящее время?
    1.Нет (переходите к вопросу 15).
    2.Да.

    14) Как часто вы употребляете наркотики и что именно?
    1.В течение дня.
    2.1-2 раза в неделю.
    3.1 раз в месяц.
    4.1 раз в два месяца.
    5.несколько раз в год.

    5)Что, по вашему мнению, является причиной для употребления наркотика?
    1.Желание «быть как все».
    2.Для пробы, чтобы узнать, что это такое.
    3.Давление со стороны других людей.
    4.Желание пережить эмоциональное состояние – «кайф».
    5.Стремление забыться и отключиться от неприятностей.
    6.Другое (укажите, что именно).

    16)Что вы испытываете при встрече с человеком, употребляющим наркотики? (отметьте не более 2 вариантов)
    1.Симпатия.
    2.Сочувствие.
    3.Равнодушие.
    4.Опасение.
    5.Интерес.
    6.Презрение.
    7.Непонимание.
    8.Другое (укажите, что именно?)
    9.Затрудняюсь ответить.

    17)как вы думаете, какие могут быть последствия употребления наркотиков?

    18)Откуда вы узнали о последствиях употребления наркотиков?
    Отметьте не более 3 вариантов: родители, учителя, врачи, работники милиции, телевидение, друзья, журналы или газеты (названия газет и журналов).

    19)Употребляли ли вы токсические вещества?
    1.Нет (переходите к вопросу 22).
    2.Да.

    20)В каком возрасте вы начали употреблять токсические вещества и что именно?

    21)Употребляете ли вы сейчас токсические вещества и как часто?

    22)В каком возрасте вы начали употреблять алкогольные напитки?

    23)Как часто вы употребляете алкоголь в настоящее время?
    1.Никогда (переходите к вопросу 25).
    2.Несколько раз в год.
    3.1-2 раза в месяц.
    4.2-3 раза в неделю.
    5.Почти каждый день.

    24)Как вы считаете, какова для вас причина употребления алкоголя?
    1.Компания.
    2.Семейные праздники.
    3.Расслабиться или снять напряжение.
    4.Желание «быть как все».
    5.Другое (что именно?).

    25) Попробуйте дать пять ответов на вопрос «Кто я?».
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.

    Список источников:

    1.Углов Ф.Г. Береги здоровье и честь смолоду. – М.: Педагогика, 2000. – 144 с., ил. – (Б-ка Детской энциклопедии «Учёные – школьнику».)
    2.Макеева А.Г. Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе: Пособие для работы с учащимися 7-8 кл. – М.: Просвещение, 2003. – 48 с.
    3.Макеева А.Г. Не допустить беды: Разумный выбор: Пособие для работы с учащимися 8-9 кл – М.: Просвещение, 2003. – 48 с.
    4.Генкова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно: М.: Просвещение,2001. – 96 с., ил.
    5.Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Кн. для учащихся. – М.: просвещение, 2002. – 96 с., ил.
    6.Чупаха И.В., Пужаева Е.З. и др. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Научно-практический сборник инновационного опыта. – М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. – 400 с.
    Электронные ресурсы

    1. Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО: http://edu.perm.ru/poipkro/val/n-issldey.htm
    2. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru
    3. http://zdorovayashkola.ru/progs/metod/
    Категория: Номинация 2 (разработки внеклассных мероприятий)
    Просмотров: 1136 | Загрузок: 169 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz