Информация об использовании здоровьесберегающей технологии на внеклассном мероприятии учителем начальных классов малокомплектной школы Мухамедовой Мариной Геннадьевной. В процессе обучения в соответствии с идеей здорового образа здоровьесберегающие технологии ставят задачи сформировать у младших школьников необходимые знания, умения, навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни. На данном внеклассном мероприятии применялись элементы здоровьесберегающей технологии: 1.Была создана спокойная психологическая обстановка на уроке. Использовался интересный, занимательный, познавательный с учётом возрастных особенностей материал. Дети чувствовали себя комфортно. Отгадывание загадок, сказочные герои, красочная презентация – все эти виды деятельности помогали снять нервное напряжение. 2.Применялись разнообразные виды деятельности. Использовалась как коллективная работа, так и индивидуальная. Проходило чередование получения теоретических знаний с практическими. 3.Динамическая пауза была включена в спортивный конкурс. 4.Физминутка для укрепления осанки. Учащиеся получили много знаний о здоровье, о том, как его укреплять, сохранять.
МОУ «ООШ С.ТАЛАЛИХИНО ВОЛЬСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» Тема: «ЗДОРОВЬЕ – БЛАГО И СЧАСТЬЕ ЧЕЛОВЕКА» ( устный журнал для начальных классов + презентация) Учитель: Мухамедова Марина Геннадьевна Цель: - сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; - развивать физические возможности; - воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей; Оборудование: плакаты с пословицами «Движение – жизнь», «Кто много ходит, тот долго живёт» и др., карточки с вопросами, карточки с текстами, таблицы «Компоненты здоровья», «Природные формы закаливания организма», «Формы закаливания», компьютер, альбом, краски.
СОДЕРЖАНИЕ I.Организационный момент. II. Сообщение темы и цели мероприятия. Слайд №1 Вступительное слово учителя: - Наверное, каждый из вас хочет быть сильным, бодрым, энергичным, чтобы выполнять любую работу: читать любые книги, посещать кружки, бегать и плавать, забыть о головной боли и насморке. Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров, всегда будешь такими, и не стоит об этом беспокоиться. Между тем здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Каждый с юных лет должен заботиться о своём здоровье, иметь знания о гигиене и первой медицинской помощи, не вредить своему здоровью. Плохое здоровье, болезни служат причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения. Один древний философ сказал: « Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля!» - Как вы думаете, прав ли древний философ? Почему? - Сегодня, мы, перелистаем странички журнала «Здоровье – благо и счастье человека» и узнаем: 1. Что такое компоненты здоровья. 2. Природные факторы оздоровления организма. 3. Формы закаливания. 4. Игры, конкурсы. Хотелось бы, чтобы вы, после окончания нашего мероприятия сформировали правильное понятие о здоровье, запомнили и применяли правила закаливания организма, чтобы охранять и укреплять его, поделились полученными знаниями со своими друзьями. Помогать нам будет доктор Чистюлькин. Он будет контролировать, и помогать советами. (Ученик 9 класса в костюме доктора). Слайд №2-3
I.СТРАНИЦА «КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ» Учитель: - Ребята, посмотрите на плакат. О каких компонентах здоровья написано? Слайд №4
«ДВИЖЕНИЕ – ЖИЗНЬ» - Известна поговорка: «Кто много ходит, тот долго живёт». Но с каждым годом двигательная активность человека уменьшается. А мышечный голод для здоровья человека также опасен, как недостаток кислорода или витаминов. В школьном возрасте ребёнок должен двигаться не менее 1,5ч. в день, заниматься активными физическими упражнениями. Хорошо, когда человек с детства дружит с физкультурой. Это оградит его в будущем от болезней и преждевременной старости. Чистюлькин: - Я предлагаю некоторые правила. Слайд №5 «СЕКРЕТЫ УСПЕВАЕК» (УЧЕНИКИ В КОСТЮМАХ ЖИТЕЛЕЙ СКАЗОЧНОГО ГОРОДА ЗДОРОВЕЙСКА) 1. Взялся за дело - не отвлекайся. Учишь уроки – по сторонам не смотри. Идёшь в магазин – сначала сделай покупки, а потом играй с друзьями. 2. Делай быстро и хорошо. Есть интересные дела: чтение книг, игры, просмотр телепередач. А есть и не очень: посуду помыть, комнату прибрать, сходить в магазин…. Но ведь и неинтересные дела нужно выполнять. Постарайся их делать тоже с интересом. 3. РЕЖИМ ДНЯ. У каждого ученика должен быть составлен вместе с родителями свой личный режим дня. Режим дня помогает хорошо учиться и укрепляет здоровье. 4. Режим дня должен чередовать учёбу с отдыхом, тихие игры с подвижными, прогулки с просмотром телепередач. Слайд № 6 «ЧИСТОТА ТЕЛА, ЖИЛИЩА, ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ» Чистюлькин: - Ребята, одним из компонентов здоровья является чистота тела. Кто – нибудь объяснит, зачем нужно мыть руки и как правильно это сделать? Правильно. 1. Если случайно потёр глаза грязными руками, можешь занести туда инфекцию, и глаза воспалятся. 2. На грязной коже находится множество микробов, которые так и норовят заползти, в какую – нибудь маленькую царапинку на коже. В таком случае возникает воспаление. 3. За едой ты можешь облизать грязные пальцы, а от этого легко заболеть. Ребята, посмотрите, какие правила мытья рук. Слайд № 7 Учитель: - В чистоте нуждаются и наши дома. Давайте, подумаем, что мы можем для этого сделать?! «Прежде всего, чисто там, где мало пыли. Пришёл с улицы – сними обувь или тщательно вытри ноги, верхнюю одежду почисти. Но пыль всё равно попадёт в комнату. Значит, нужно чаще проводить влажную уборку: протирать пыль с поверхностей, подметать (пылесосить), мыть полы. Не забудь полить комнатные растения – они освежают воздух и украшают твой дом. Запомни: дом и человек друзья. От чистоты в доме каждого человека зависит чистота нашего общего дома – планеты Земля. «ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ» Чистюлькин: Чтобы быть здоровым надо правильно питаться. Некоторые ребята постоянно жуют. А другие совсем наоборот – заиграются и про еду забудут, а потом сядут за стол и так много сразу съедят, что животы начинают болеть или в сон клонит. Учёные установили, что если каждый день в определённые часы, то именно к этому времени появляется аппетит, начинает выделяться желудочный сок, пища переваривается и выделяется быстрее и лучше. Польза от этого всему организму. Лучше всего есть в течении дня 4 -5 раз. Промежутки между приёмами пищи должны равняться 3-4 часа. Перед уходом в школу нужно обязательно позавтракать. В обед съедать гораздо больше, чем в завтрак, полдник и ужин. Ужинать советую не позднее, чем за 2 часа до сна. Познакомьтесь с золотыми правилами питания. Спайд № 8 Учитель: Какой вывод сделаем из сказанного? Слайд № 9 /ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ОСАНКИ/
II. СТРАНИЦА « ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ». « СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА – НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ». Работа с раздаточным материалом с последующим обсуждением.
- Ребята, какой же вывод можно сделать? - Какие природные факторы существуют? Слайд № 11 III. СТРАНИЦА « ФОРМЫ ЗАКАЛИВАНИЯ» • Чистюлькин: - О каких формах закаливания вы знаете? Слайд № 12 Я ходу вам прокомментировать правила закаливания организма. 1.Психологический настрой. Прежде чем начинать закаливание, необходимо решить для себя: нужно это мне, справлюсь ли я? Нужно настроить себя на принятие процедур. 2.Постепенность. Следует постепенно увеличивать время пребывания на солнце и свежем воздухе, купания в водоёме. При закаливании водой – постепенно уменьшать её температуру. Таким образом, организм будет привыкать к воздействию природных факторов. 3.Систематичность. Это значит заниматься закаливанием обязательно каждый день, не отлынивать, не переносить нагрузку на другой день. 4.Комплекстность. Лучше использовать все факторы закаливания – солнце, свежий воздух и водные процедуры, следовательно, и формы закаливания будут применяться тобой в комплексе. 5.Индивидуальность. Подбор процедур закаливания должен быть индивидуальным, т.е. учитывать особенности твоего организма, его восприимчивость. Здесь тебе большую помощь окажут родители. 6.Начинать закаливание в состоянии практического здоровья. 7.Получение удовольствия. • Просмотр презентации «Зимние забавы детей. Здоровый образ жизни». Подготовила Мгламян Анна ученица 3 класса и обсуждение.
IV.СТРАНИЦА «ИГРЫ, КОНКУРСЫ» Учитель: - А теперь отгадаем загадки. О каких органах или частях тела идёт речь ? 1.Брат с братом через дорожку живут, А друг друга не видят. (глаза) 2.Всегда он в работе, когда говорим. А отдыхает, когда мы молчим. ( язык) 3.Между двух светил Я в середине один.(нос) 4. Один говорит, Двое глядят, Двое слушают. ( язык, глаза, уши) 5. Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей, И мясо, и хлеб – всю добычу мою- Я с радостью белым зверям отдаю. (губы, зубы) 6.Двое идут, Двое несут, Третий говорит. (ноги, руки, рот) Чистюлькин: А теперь, ребята, вам предстоит продемонстрировать свои знания о пищеварении и питании. Игра «Волшебный сундучок». 1.Вещество, без которого человек умирает через 3-4 дня.2.Питательные вещества, необходимые для роста организма, содержащиеся в мясе, рыбе, твороге.3.Продукт питания, необходимый в большом количестве грудным детям.4.Орган пищеварения в виде трубки, содержащий рот и желудок.5.Инструмент, помогающий заботиться человеку о зубах.6. Соседка желудку справа от него.7.Полезные вещества, в большом количестве содержащиеся в овощах и фруктах.8.Сильная нехватка еды, ощущаемая человеком.9. Желание есть.10.Помидор, огурец, лук, капуста….(общее понятие).11.Орган, в котором пища начинает перевариваться. Учитель: Вы хорошо работали, думали. А теперь пора размяться и заодно показать. Какие вы ловкие, какие вы сильные, какие вы быстрые. Сначала давайте поучимся и запомним движения. /ДИНАМИЧНАЯ ПАУЗА/ Ученики выходят и становятся так, чтобы не мешать друг другу. Вначале ведущий говорит и показывает движения, а дети повторяют: « зайчик» - руки на пояс, присели и попрыгали; «кошка» - выгнули спину и потянулись; «сова» - стоим ровно, руки прижаты к бокам, поворот головы влево – вправо; «мишка» - ноги расставили шире, руки на пояс , потопали ногами; « лошадка» - руки вперёд, пружинистые движения ног. Ведущий: Запомнили? А теперь я буду называть животных, а вы будите показывать, как они двигаются. Будьте внимательны, не ошибайтесь. Ведущий говорит названия животных в разной последовательности. Дети выполняют движения. Темп ускоряется. Итог. Учитель: Ребята, на этом наш устный журнал подошёл к концу. Давайте скажем доктору Чистюлькину: «Спасибо!» - Понравилось вам? Какой вывод мы можем сделать? «Будем заботиться о своём здоровье, буде закаляться, советовать другим, укреплять здоровье…»
Приложение. 1. Информация об использовании здоровьесберегающей технологии. 2. Презентация «Здоровье – благо и счастье человека». (Подготовила учитель начальных классов Мухамедова Марина Геннадьевна) 3.Презентация « Зимние забавы детей. Здоровый образ жизни» (Подготовила ученица 3 класса Мгламян Анна).