Сетевой конкурс "Школа - территория здоровья"
Четверг, 25.04.2024, 19:43
Меню сайта

Категории раздела
Номинация 1 (разработки уроков, занятий) [24]
Номинация 2 (разработки внеклассных мероприятий) [21]
Номинация 3 (описание системы работы ОУ) [6]
Номинация 4 (описание системы работы педагога) [6]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • МОУ "Учебно-методический центр"
  • АНО "ДРОЗД - Балаково"
  • Сайт Комитета образования АБМР
  • ММЦ ИТ Балаковского муниципального района

  • Главная » Файлы » Конкурс 2012 г. » Номинация 3 (описание системы работы ОУ) [ Добавить материал ]

    МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 70 "Теремок"
    15.05.2012, 22:34
    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 70 «Теремок»


    Система работы
    дошкольного образовательного учреждения
    по внедрению здоровьесберегающих технологий

    Автор разработки:
    Маряничева Наталья Ивановна,
    Заведующая МБДОУ
    «Центр развития ребенка – детский сад
    № 70 «Теремок»

    Балаково - 2012
    МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 70 «Теремок» функционирует с 1991 г., насчитывая 13 групп и более 300 воспитанников. В 2010 г. Центру развития ребенка присвоена первая категория. Приоритетным направлением в работе является укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического и художественно-эстетическое развития.
    С 2006 г. Центр развития ребенка сотрудничает с автономной некоммерческой организацией «ДРОЗД - Балаково» и является опытно-экспериментальной площадкой по реализации программы «Дети России образованны и здоровы». В программе задействованы все участники образовательного процесса – педагоги, воспитанники и их родители.
    Необходимость введения программы «Дети России образованны и здоровы» в дошкольных образовательных учреждениях вызвана рядом причин, прежде всего, ухудшением здоровья детей дошкольного возраста. По результатам медицинского обследования детей, посещающих ДОУ, менее 20% детей являются абсолютно здоровыми (I группа здоровья), около 70% детей имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 13% детей – хронические заболевания (III группа здоровья) (данные 2008-2010 гг.). Дети являются одной из наиболее уязвимых категорий населения, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к обществу. В условиях современных социально-экономических и политических преобразований в России вопросы физического и духовного здоровья и здорового образа жизни подрастающего поколения приобретают особую значимость.
    Всемирной организацией здоровья (ВОЗ) в 1940 г. впервые было сформулировано определение здоровья. Было признано, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. Благополучие касается всех аспектов жизни – духовных, социальных, физических, интеллектуальных, профессиональных, эмоциональных, их гармоничного сочетания.
    В рамках программы «Дети России образованны и здоровы» ежедневно проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия: оздоравливающий массаж, оздоровительный бег, зимой – ходьба на лыжах, подвижные игры, дыхательно-звуковые упражнения, пальчиковая гимнастика, точечный массаж, физкультурные занятия трижды в неделю. Систематически организуются спортивные досуги и развлечения для детей: «День здоровья», «Праздник зарядки», совместный праздник детей и взрослых «Семейный калейдоскоп», спортивный праздник, посвященный Дню матери, семейные спортивные праздники «День семьи», «Папы и дочки, мамы и сыночки», «Зимние игры», «Зимняя спортивная Олимпиада», «Летняя спортивная Олимпиада», летняя городская спортивная Олимпиада, спортивные развлечения «Красный, желтый, зеленый», новогоднее развлечение «Волшебные игры в снежном царстве» и многое другое.
    В рамках программы «Дети России образованны и здоровы» реализуются профилактические подпрограммы – развитие социально-эмоциональной сферы у старших дошкольников «Учимся и оздоравливаемся» А. Сметанкина, региональная программа В. П. Петрова «Маугли», программа «Здоровье» (В. В. Алямовской), «Гимнастика маленьких воспитанников», используются нетрадиционные методы работы с детьми по профилактике заболеваний «Лечимся сами», методы неспецифической профилактики ОРВИ и т. п. Занятия по программе углубленного физического воспитания «Маугли» организованы в восьми возрастных группах (дети 4-6-ти лет) Широко применяются оздоровительные комплексы: фитобар-сауна-бассейн, соляная пещера. Начало учебного года традиционно знаменуется эколого-оздоровительными походами «В гости к Лесовичку». Проводятся пешеходные переходы в лесопарковую зону к кинотеатру «Октябрь», к озеру Линево, традиционные Дни здоровья.
    Для воспитанников Центра работают спортивные секции, кружки «Веселый мяч» (волейбол), «Крепыш» (спортивная гимнастика для девочек), «Здоровячок» (спортивная гимнастика для мальчиков), четыре секции для укрепления общефизического здоровья (мальчики и девочки подготовительных к школе групп).
    Привлечение к организации физического воспитания тренеров спортивной школы № 1 дает возможность увеличить двигательную нагрузку на детей, осуществлять подготовку детей к занятиям в школе физическими упражнениями. Так, дети, начиная со среднего дошкольного возраста, во второй половине дня занимаются различными видами спорта.
    Комплексная программа оздоравливания и физического развития помогает обеспечивать сохранность здоровья детей. Этому способствует целый набор средств и мероприятий: массаж, фитолечение, физиопроцедуры, профилактика, закаливание. Согласно расписания инструктора по физической культуре проводятся занятия, как и в помещении, так и на воздухе, круглый год (в том числе занятия на лыжах) организованы занятия для детей со сколиозом, с плоскостопием, работают спортивные секции и кружки волейбольной, спортивной гимнастики.
    Организация предметно-развивающей среды также строится на основе требований ФГТ по интеграции содержания и видов деятельности в ДОУ. Высокая оснащенность Центра развития ребенка - спортивный зал, бассейн, две открытые спортивные площадки, велотренажеры, массажеры для профилактики плоскостопия, сухой бассейн, мягкие модули, нестандартное оборудование, спортивный инвентарь и т. д. – позволяет включать в работу большую группу детей, обеспечивая высокую моторную плотность занятий. Имеются бассейн, сауна и солевая пещера, кабинет для массажа и физиопроцедур (лампы «Соллюкс», аппарат УВЧ, ароматерапевтические приборы, кварцевые лампы для групповых и специальных помещений и т. д.). В каждой возрастной группе оборудованы уголки движения (спортивные уголки), где дети могут заниматься самостоятельно и под руководством педагога.
    Важным фактором, способствующим, сохранению здоровья детей является рациональное здоровое питание. Дошкольники получают йодированную соль и витамины С, но к сожалению не всегда имеется возможность из-за отсутствия средствПрактически во всех видах деятельности в Центре развития ребенка используются здоровьесберегающие технологии (Приложение 1). Так, широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательный процесс в ДОУ - применение персональных компьютеров, мультимедиапроектора, интерактивной доски в коррекционно-развивающей работе, обучении чтению, моделировании различных жизненных ситуаций и т. д. – невозможно без проведения валеологических упражнений. Это обязательные упражнения - гимнастика для глаз, двигательные упражнения, упражнения для снятия мышечного напряжения, специальные упражнения для подготовки кисти руки дошкольников к управлению компьютерной мышью и др.
    Физическая подготовленность детей – это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения деятельности. Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, мышечной) и основных качеств (силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости).
    Оценка уровня физической подготовленности в Центре развития ребенка – детский сад № 70 «Теремок» осуществляется по результатам специальных контрольных упражнений, различающихся в зависимости от применяемой физкультурно-оздоровительной программы, а также от возраста и пола детей. Мониторинг здоровья детей проводится дважды в год по методике комплексного обследования резервов организма и физической работоспособности «Навигатор здоровья» Ассоциации «Народный «СпортПарк» г. Москва, позволяющей определить индекс физического здоровья (ИФЗ). Данная компьютерная программа отслеживает уровень физической подготовленности детей на протяжении участия в экспериментальной программе «ДРОЗД» от детского сада до окончания школы. Мониторинг здоровья проводится силами директора ДЮСШ – 1, инструктором по физвоспитанию, медсестрой, педагогом-психологом.
    Мониторинг здоровья проводится по следующим показателям: весоростовой показатель, индекс осанки, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, пульс в покое, диастолическое давление, систолическое давление, устойчивость к гипоксии, координация движений, зрительно-двигательная реакция, гибкость позвоночника, мышцы плечевого пояса, мышцы брюшного пояса, мышцы ног с определением ИФЗ, который является главным показателем формирования физических качеств и физического здоровья, позволяя своевременно корректировать процесс физического воспитания.
    Показатели ИФЗ воспитанников
    МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 70 «Теремок»
    в 2006-2011 гг.
    Табл. 1
    Период Индекс физического здоровья
    (начало учебного года и окончание)
    2006-2007 уч. г. 3,4 – 4,0
    2007-2008 уч. г. 3,7 – 4,4
    2008-2009 уч. г. 3,8 – 4,1
    2009-2010 уч. г. 3,9 – 4,4
    2010-2011 уч. г. 3,7 – 4,1

    Анализ результатов мониторинга здоровья воспитанников показывает увеличение числа воспитанников с хорошим физическим развитием, снижение числа детей плохим и неудовлетворительным физическим развитием (рис. 1).

    Рис. 1 Динамика физической подготовленности воспитанников средних, старших и подготовительных к школе групп МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 70 «Теремок» в 2010-2011 уч. г.

    Ежегодно дети старших и подготовительных к школе групп участвуют в муниципальных спортивных летних Олимпиадах и занимают призовые места.

    2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
    Два первых места (прыжки в длину с места)
    Два вторых места (метание, бросание набивного мяча)
    Одно третье место (метание) Все семь первых мест (бег 30 м., прыжки в длину с места, бросок набивного мяча) Два первых места (бросок набивного мяча)
    Два вторых места (бег 30 м., прыжки в длину с места)
    Одно третье место (метание) Одно первое место (метание),
    Два вторых места (бег 30 м., прыжки в длину с места)
    Два третьих места (прыжки в длину с места, бросок набивного мяча) Два вторых места Пять первых мест
    Реализуя право ребенка на здоровье и безопасность в сохранении и укреплении здоровья, коллектив МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 70 «Теремок» уделяет большое внимание приобщению дошкольников к ценностям здорового образа жизни. Накопленный опыт позволили создать систему здоровьесберегающей среды в ДОУ, создающей возможность обогатить содержание воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, сделать его современным и эффективным, повысить качество образования в целом. У воспитанников формируется устойчивый интерес к постоянным физическим занятиям. Прослеживается динамика улучшения физических качеств детей, индекс физического здоровья увеличился с 3,7% до 4,1%(2010-2011 уч. г.), снизился процент заболеваемости детей с 11,6% (в 2008 г.) до 9,7% (в 2011 г.).


    Рис. 2 Показатель заболеваемости детей в 2008-2011 гг.

    В подготовительных к школе группах особое внимание уделяется выявлению факторов, вызывающих переутомление детей. С этой целью изучается функциональное состояние подготовленности детей, проводится оценка их работоспособности с помощью мониторинга психического развития. Выявляются показатели самооценки, уровня сформированности самосознания, произвольности регуляции деятельности, особенности эмоционального состояния, зрительная и слуховая память, внимание, воображение, мелкая моторика, внимание, интеллектуальные способности и др. С целью исследования психического развития детей подготовительных к школе групп применяются методики: методика «Лесенка», методика Е. З. Басиной «Что ребенок знает о себе, каким себя представляет», тест на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности, методика исследования эмоционального состояния Э. Т. Дорофеевой, методика «Бусы» для оценки слуховой памяти, субтест методики Д. Векслера «Зрительная память», проба О. М. Дьяченко «Художник», методика «Проставь значки», матрицы Равена для оценки продуктивной способности интеллекта, тест «Рисунок школы», тест развития графических навыков и др. Результаты мониторинга отражают устойчивый рост познавательных и личностных способностей детей (табл. 2).
    Данный системный подход позволяет более полно изучить проблему сохранения здоровья воспитанников.
    Совместная работа с АНО «ДРОЗД - Балаково» помогла создать в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 70 «Теремок» свою экспериментальную программу, способствовавшую внедрению инновационных форм и методов работы с детьми в сфере физического воспитания и обучения в целом. Высокая двигательная активность, укрепление здоровья детей отразились и на уровне усвоения новой развивающей программы «Детство», высокого уровня развития достигли 93% детей.
    Динамика психического развития воспитанников средних, старших и подготовительных к школе групп МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 70 «Теремок» в 2010-2011 уч. г.
    Табл. 2

    п/п Показатель Низкий средний высокий
    чел. % чел. % чел. %
    1 Интеллектуальные показатели - - 17 68% 8 32%
    2 Эмоционально-волевая регуляция - - 16 64% 9 36%
    3 Личностно-социальные показатели - - 19 76% 6 24%
    4 Мотивационные показатели - - 8 32% 17 68%

    Реализуя право ребёнка на здоровье и безопасность, коллектив МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №70 «Теремок» уделяет большое внимание приобщению дошкольников к ценностям здорового образа жизни. Совместная реализация программы «Дети России образованны и здоровы» совместно с АНО «ДРОЗД – Балаково» обеспечивает содействие развитию и популяризации образования, физической культуры и спорта. В программе участвуют дети средних, старших и подготовительных групп.
    В 2011 г. МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 70 «Теремок» стал победителем Всероссийского спортивного конкурса «Дети России образованны и здоровы» среди дошкольных образовательных учреждений. Продолжая эту традицию, в 2012 г. ЦРР № 70 стал призером регионального этапа конкурса «Дети России образованны и здоровы», заняв 1-е место среди дошкольных образовательных учреждений.
    Обмен опытом оздоровительной работы Центра развития ребенка был представлен на IX Всероссийской научно-практической конференции в декабре 2011 г.
    Широко освещается здоровьесберегающая деятельность Центра развития ребенка – детский сад № 70 «теремок» В средствах массовой информации (Приложение 2).

    Приложение 1
    Современные здоровьесберегающие технологии,
    применяемые в воспитательно-образовательном процессе
    для детей всех общеобразовательных групп
    в МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №70 «Теремок»
    Виды здоровье-
    сберегающих технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответст-венный
    1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

    Динамические паузы Во время занятий, 2-5 мин. по мере утомляемости. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Воспитатели
    Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой и средней степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, временем и местом проведения. Воспитателиинструктор по физической культуре
    Релаксация В любой подходящий момент, в зависимости от состояния детей и целей. Используется классическая музыка, звуки природы. Воспитатели
    Технологии эстетической направленности Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, выставок, оформлении группы к праздникам Осуществляется на занятиях по программе, по запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с родителями, привитие детям эстетического вкуса. Воспитатели
    Пальчиковая гимнастика Ежедневно в любой отрезок времени. Обращается внимание на синхронность слов и действий, на четкость речи. Воспитатели
    Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в свободное время, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Используется наглядный материал, показ воспитателя, словесные инструкции. Воспитатели
    Дыхательная гимнастика В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечивается проветриваемое помещение, воспитатель дает инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Воспитатель, инструктор по физической культуре

    Гимнастика бодрящая Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватях, обширное умывание, ходьба по ребристым коврикам, влажным. Воспитатели
    2. Технологии обучения здоровому образу жизни
    Физкультурное занятие 2 раза в неделю в физкультурном зале, 1 раз в неделю на улице, продолжительность в зависимости от возрастной группы. Занятия проводятся в соответствии с программой МБДОУ ЦРР № 70 в заранее проветренном физкультурном зале. Воспитатель, инструктор по физической культуре
    Проблемно-игровые ситуации Во второй половине дня. Время строго не фиксируется, в зависимости от поставленной цели. Ситуация может быть организована незаметно для детей посредством включения воспитателя в процесс игровой деятельности. Воспитатели
    Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю, со старшего возраста Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, рисование, лепка. Воспитателппедагог - психолог
    Занятия из серии «Здоровье» 1 раз в месяц со старшего возраста. Включены в раздел программы «Социальный мир» Воспитатели
    Эколого-оздоровительные походы 2 раза в год (осень-весна) для детей старшего и подготовительного возраста Закрепляются правила поведения в лесу, формируются понятия взаимосвязи животного и растительного мира, воспитывается любовь к природе, развиваются физические навыки во время проведения подвижных игр, соревнований. Воспитателинструктор по физической культуре, медицинс-кий персонал, воспитатель-эколог.
    Спортивные кружки и учебно– тренировочные занятия по программе «Маугли» 2 раза в неделю, начиная со средней группы Занятия по специальной программе работы кружка или по программе круговой тренировки, формирование силовых навыков. Руководите-ли кружков, занятий по программе «Маугли»

    Приложение 2

    Статьи в СМИ о нас


    Свободная газета № 30 от 25.04.2012
    «Теремок здоровья»

    19.04.2012
    Сейчас для детей спорт и физкультура - не очень интересное занятие, большинство предпочитают компьютерные игрушки и различные приставки либо сидят у телевизора часами. И это плохо. Поэтому сейчас в школах и детских садах специально разрабатываются здоровьесберегающие программы.
    Заниматься спортом важно в любом возрасте, и хорошо начинать с детских лет. Здоровый дух живет в здоровом теле - об этом хорошо знает инструктор по физической культуре Раиса Михайловна Шадрина, которая работает в МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 70 «Теремок».
    Занятия физкультурой в детском саду «Теремок» детки просто обожают - ходят в спортивный зал с большим удовольствием, знают, что каждое занятие не похоже на предыдущее. Бегают, прыгают, подтягиваются, отжимаются, играют в волейбол и баскетбол (что в принципе для маленьких детей большое достижение), и это заслуга инструктора по физической культуре, ведь необходимо сделать занятие не только интересным, но и полезным. Раиса Михайловна вот уже на протяжении 25 лет прививает детям любовь к спортивному образу жизни, она и сама в детстве активно занималась лыжами. Поэтому и профессию свою связала со спортом, поступив в Вольское педагогическое училище.
    Раиса Шадрина, инструктор по физической культуре МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 70 «Теремок», рассказывает, что на протяжении шести лет реализуется программа «ДРОЗД» («Дети России образованны и здоровы2) в программе участвуют средние и старшие подготовительные группы, в ходе этой программы был создан план мероприятий по здоровьесбережению - туда входят походы, дни здоровья, оздоровительный массаж, летние и зимние олимпиады, спортивные праздники.
    В прошлом году прошел фестиваль среди воспитанников дошкольных учреждений - в фестивале участвовали команды старшего дошкольного возраста из 22 детских садов, и команда Раисы Михайловны заняла первое место. А в декабре прошлого года Раиса Михайловна ездила в Москву на 9-ю Всероссийскую научно-практическую конференцию, где представляла свой опыт работы по физической культуре.
    - Я веду кружки - волейбол, баскетбол. Скоро у нас будут соревнования между командами подготовительных групп. Действует кружок «Маугли», его у меня посещают 94 ребенка, где я учу детей отжиматься, делать вис, прыгать в длину, качать пресс, в программу также входит выполнение акробатических упражнений, - говорит Раиса Михайловна, - а каждый год мы участвуем в летней городской олимпиаде, занимаем призовые места. В прошлом году мы заняли пять первых мест.
    Дети с удовольствием ходят в зал, потому что зал оборудован прекрасно, есть все для физического развития ребят: тренажеры, мягкие модули, сухой бассейн, спортивный инвентарь - гимнастические палки, обручи, скакалки, мячи.
    Родители ребятишек очень довольны, что их детки физически развиваются и могут всю свою энергию выплеснуть на занятиях, да и к тому же занятия укрепляют здоровье.
    Наш корреспондент наблюдал, как прыгали и бегали детки из 7-й подготовительной группы - очень занимательно, улыбки с лиц детей не сходили.
    Родители ребятишек рассказывают, что детки очень любят занятия у Раисы Михайловны. Во-первых, она очень хороший инструктор по физической культуре, во-вторых, умеет найти подход к любому ребенку, и, в-третьих, она очень хороший человек. Вообще, если говорить о здоровье детей, то ребята стали реже болеть, и если бывают на каких-то соревнованиях, то рассказывают о них неделями, им это очень нравится.
    Найти подход к каждому ребенку - большой труд. Главное, это любить свою работу и получать от нее удовольствие, и чтобы были довольны те, ради кого она делается.

    Ю. Мишенькина

    Балаковские вести № от 25.04.2012

    Мы - Маугли!
    Категория: Номинация 3 (описание системы работы ОУ) | Добавил: Педагог-психолог
    Просмотров: 1302 | Загрузок: 1 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz