Сетевой конкурс "Школа - территория здоровья"
Пятница, 29.03.2024, 09:40
Меню сайта

Категории раздела
Номинация 1 (разработки уроков, занятий) [24]
Номинация 2 (разработки внеклассных мероприятий) [21]
Номинация 3 (описание системы работы ОУ) [6]
Номинация 4 (описание системы работы педагога) [6]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • МОУ "Учебно-методический центр"
  • АНО "ДРОЗД - Балаково"
  • Сайт Комитета образования АБМР
  • ММЦ ИТ Балаковского муниципального района

  • Главная » Файлы » Конкурс 2012 г. » Номинация 3 (описание системы работы ОУ) [ Добавить материал ]

    Организационная деятельность администрации по реализации программ здоровьесбережения
    [ Скачать с сервера (107.0 Kb) ] 14.05.2012, 15:34
    Номинация 3. Лучшее описание системы работы образовательного учреждения по внедрению здоровьесберегающих технологий.

    Тема: «Организационная деятельность администрации
    МБОУ Гимназия №1 по реализации программ
    сохранения здоровья детей в образовательном учреждении»

    Модель деятельности администрации ОУ по созданию и оценке эффективности здоровьесберегающей системы школы.

    Школа является местом активной деятельности ре¬бенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные перио¬ды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим социальным этапом детства — получением среднего образования. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс социально-гигиенических, эколо¬гических и других факторов. К сожалению, далеко не всегда это влияние положительно.

    Поэтому одной из главных целей работы педагогического кол¬лектива становится формирование и разви¬тие здоровьесберегающей образовательной среды, в которой школьник ведет здоровый образ жизни.
    Здоровьесберегающая среда в школе предоставля¬ет каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способ¬ностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам.
    Основными задачами на пути достижения указанной выше цели являются:
    • оптимизация уровня образовательной нагрузки каждого ученика;
    • проведение системы лечебно-оздоровительных мероприятий;
    • реализация системы профилактических мероп¬риятий;
    • организация физкультурно-массовых мероприя¬тий;
    • оптимизация системы психологической помощи учащимся;
    • формирование благоприятного морально-психо¬логического климата в ученических и педагогичес¬ком коллективах.
    Основу формирования и разви¬тия здоровьесберегающей образовательной среды составляет психологическая комфортность и ра-циональная организация образовательного про¬цесса. Основным принципом здоровьесберегающего обуче¬ния является принцип психологической комфорт¬ности. Он предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов образовательного про-цесса, создание в школе и на уроке атмосферы, рас¬ковывающей детей. Вот главное правило, которого придерживаются все работ¬ники школы: «Сделай так, чтобы ребенку стало по¬лезно находиться в школе, чтобы он совершенст¬вовался и физически, и духовно». Реализация принципа психоло¬гической комфортности позволяет нашим учителям не только укрепить эмоциональное состояние своих воспитанников, но и повысить их работоспособность и творческую активность. Де¬мократический метод обучения — один из основных инструментов гуманного воздействия на школьника, обеспечивающий сбережение его здоровья. Личность учителя, его доброта, человечность, преданность де¬лу становятся важными нравственными, ориентирами для воспитанников.
    Поэтому так важна работа по поддержанию в педаго¬гическом коллективе благоприятного морально-психо¬логического климата. Он основывается на сознатель¬ной дисциплине всех работников школы, доброжела¬тельном, объективном отношении администрации ко всем сотрудникам.
    Большое значение в сохранении работоспособности и укреплении здоровья обучающихся имеет правильная организа¬ция не только учебной недели, но и каждого урока. Ин¬формационные перегрузки в сочетании с постоянным дефицитом времени — ведущие факторы нарушения функционального состояния и психического здоровья школьников. Неправильно организованный урок может стать одной из причин, вызывающих нарушения в со¬стоянии здоровья ребенка и формирующих целый ком¬плекс школьных проблем. Рациональная организация урока предполагает не только учет продолжительнос¬ти его отдельных моментов, но, что еще более важно, соблюдение оптимального темпа учебной деятельности школьников.
    На протяжении многих лет администрация в системе планирует работу по организации здоровьесберегающего образовательно¬го процесса.

    План
    организации здоровьесберегающего образовательного процесса

    № МЕРОПРИЯТИЕ СРОКИ ИСПОЛНИТЕЛЬ
    1 Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамика. Постоянно Медицинский работник и социаль-ный педагог

    2 Составление социологических карт по классам, со¬ставление списков:
    • учащихся «группы риска»;
    • проблемных семей;
    • многодетных семей;
    • малообеспеченных семей;
    • неполных семей;
    • детей с хроническими заболеваниями

    Сентябрь

    Социальный педагог, классные руководители
    3 Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигие¬нических условий Постоянно Директор, зам. директора по АХЧ
    4 Организация дежурства по школе Сентябрь Зам. директора по воспитательной работе
    5 Составление индивидуальных учебных планов для учащихся, обучающихся на дому Август – сентябрь Зам. директора по учебно-воспита-тельной работе
    6 Диспансеризация учащихся школы В течение года Медицинская сестра, врачи поли-клиники
    7 Учет посещаемости школы учащимися Постоянно Зам. директора по УВР и ВР, соци-альный педагог, классные руково-дители
    8 Оформление кабинета ОБЖ Сентябрь Зам. директора по УВР, учитель ОБЖ
    9 Издание приказов:
    • «Об охране жизни и здоровья школьников»;
    • «О назначении лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности, противопожарной бе¬зопасности и охраны труда» Сентябрь Директор школы
    10 Составление графика работы технического персонала школы Сентябрь Зам. директора по АХЧ
    11 Оформление листков здоровья в классных журналах Сентябрь Классные руководители, медицин¬ский работник
    12 Организация спортивных секций, кружков Сентябрь Зам. директора по ВР, учителя физкультуры, классные руководители
    13 Соблюдение воздушного и светового режима в школе Постоянно Директор, зам. директора по АХЧ
    14 Обеспечение готовности школьных помещений, сис¬темы отопления для работы в зимний период К началу зимнего периода Директор, зам. директора по АХЧ
    15 Обеспечение соблюдения правил пожарной безопас¬ности в школе Постоянно Директор, зам. директора по АХЧ
    16 Содержание в исправности всех средств пожароту¬шения Постоянно Зам. директора по АХЧ
    17 Обеспечение хранения спортивного инвентаря Постоянно Учителя физкультуры, зам. дирек¬тора по АХЧ
    18 Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации их к условиям школьной образо¬вательной среды Февраль – май Зам. директора по УВР в начальной школе, социальный педагог, психолог
    19 Контроль состояния здоровья школьников по итогам диспансеризации Апрель Социальный педагог, медицин-ская сестра
    20 Обеспечение требований к охране труда при прове¬дении итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах Май, июнь Зам. директора УВР
    21 Организация ремонта учебных кабинетов Летний период Зам. директора по АХЧ, заведую¬щие кабинетами
    22 Подготовка актов по приемке школы к новому учебному году Июль – август Зам. директора по АХЧ
    23 Приемка школы к новому учебному году Август Директор школы
    24 Рейды:
    • по проверке внешнего вида обучающихся;
    • по сохранности библиотечных учебников;
    • по выполнению школьниками режима дня По отдельному плану Зам. директора по УВР ВР социальный педагог; библиотекарь, со¬вет школьников
    25 Регулярное проведение учебных пожарных тревог По графику Директор, начальник штаба ГО школы, зам. директора по АХЧ
    26 Приобретение сантехнического оборудования, люминесцентных и электрических ламп В течение года Зам. директора по АХЧ
    27 Составление заявок на приобретение мебели, наглядных пособий, оборудования для кабинетов В течение года Зам. директора по АХЧ
    28 Приобретение моющих и чистящих средств Постоянно Зам. директора по АХЧ
    29 Приобретение посуды для столовой В течение
    года Зам. директора по АХЧ
    30 Обеспечение медицинскими аптечками учебных кабинетов Август Зам. директора по АХЧ
    31 Обеспечение учащихся 1-11-х классов горячим питанием В течение
    учебного
    года Директор школы, социальный пе¬дагог
    32 Контроль физического воспитания учеников По отдельному плану Администрация школы, учителя физкультуры
    33 Контроль преподавания элективных курсов в 9-х
    11 -х классах По отдельному плану Администрация школы
    34 Проведение динамических пауз в первых классах Постоянно Учителя 1-х классов, учитель физ-культуры
    35 Организация спортивно-оздоровительных мероприятий По отдельному плану Зам. директора по BР учителя физкультуры, классные руководи-тели

    План методической и учебно-воспитательной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся

    № МЕРОПРИЯТИЕ СРОКИ ОТВЕТСТВЕННЫЕ
    1 Организация работы с учащимися, мотивированны¬ми на успешное обучение, с целью профилактики учебных перегрузок В течение года Зам. директора по УВР, психолог, социальный педагог
    2 Проведение вводного инструктажа по правилам тех¬ники безопасности, пожарной безопасности и охра¬ны труда Сентябрь, март Директор, зам. директора по АХЧ
    3 Организация работы экологического кружка Октябрь Зам. директора по воспитательной работе, учителя биологии
    4 Проведение классных часов и бесед, включающих инструктажи по правилам дорожного движения По отдель-ному плану Классные руководители, учите¬ля ПДД
    5 Проведение семинаров «Здоровый образ жизни» по темам:
    Для учащихся 1-4-х классов:
    • «Болезни века»;
    • «Экология и здоровье ребенка»;
    • «Организация режима жизни в школе и дома». Для учащихся 5-8-х классов:
    • «Профилактика заболеваний: контроль массы те¬ла»;
    • «Повышение иммунитета»;
    • «Питание и здоровье»;
    • «Сложные отношения в переходном возрасте»;
    • «Вредные привычки: как избежать увлечения ими»;
    • «Вред телевизора и компьютерных игр»;
    • «Сохраняем остроту зрения».
    Для учащихся 9-11-х классов:
    • «Учеба на высоком пределе трудности. Как сохра¬нить здоровье?»;
    • «Методы предотвращения перегрузок»:
    • «Профилактика переутомлений в последние меся¬цы учебы и в период подготовки к экзаменам»

    В течение года

    Директор школы, зам. директора по воспитательной работе, клас¬сные руководители, врач-нарколог, врач-педиатр, социальный педагог, психолог
    6 Родительский лекторий «Родители начинают с себя» Раз в чет-верть Зам. директора по воспитательной работе, психолог
    7 Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения здоровья детей Постоянно Зам. директора по воспитатель¬ной работе, психолог, врачи поли-клиники
    8 Контроль соблюдения режима дня учащимися Постоянно Классные руководители, социаль¬ный педагог
    9 Организация классных часов по пропаганде здорово¬го образа жизни среди учащихся По отдель-ному плану зам. директора по воспитательной работе, классные руководители, психолог
    10 Оказание социально-психологической поддержки детям и подрост¬кам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации Постоянно Классные руководители, социаль¬ный педагог, психолог
    11 Проведение недели пропаганды здорового образа жизни Май Зам. директора по воспитательной работе
    12 Проведение медосмотра педагогов школы Май, июнь Администрация школы
    13 Озеленение учебных кабинетов и территории школы Май — сентябрь Заместители директора по воспи¬тательной работе, АХЧ, учителя биологии
    14 Проведение дней здоровья Ежемесяч-но Зам. директора по воспитательной работе, учителя физкультуры
    15 Организация летней оздоровительной площадки при школе Июнь Зам. директора по воспитатель¬ной работе, организаторы детского творчества
    16 Обеспечение своевременного проведения профи¬лактических прививок По графику Медицинская сестра
    17 Проведение углубленного медицинского осмотра первоклассников Октябрь Медицинская сестра
    18 Профилактика у учащихся близорукости и сколио¬за, обеспечение соблюдения режима проветривания классных комнат на переменах Постоянно Зам. директора по УВР, учителя

    План работы школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся

    № ВИДЫ РАБОТЫ И МЕРОПРИЯТИЯ СРОКИ
    ИСПОЛНЕНИЯ
    1.Организационная работа
    1 Знакомство с медицинскими карточками учащихся 1-х классов и прибывших в школу учащихся других параллелей Сентябрь
    2 Оформление стенда «В здоровом теле — здоровый дух» В течение сен¬тября

    3 Составление графика работы спортивных секций и спортивных залов Первая неделя сентября
    4 Привлечение родителей к решению проблем здоровья учащихся через организацию лектория Сентябрь
    5 Физкультминутки во время уроков Сентябрь
    6 Планирование и проведение классных часов по профилактике здорового образа жизни Сентябрь
    7 Организация встреч с медицинскими работниками школы, психологами, учителями ОБЖ В течение первого полугодия
    8 Формирование уголка здоровья, экрана соревнований «Самый здоровый класс» Ноябрь
    9 Конкурс плакатов «Защити себя сам» В течение года
    10 Проведение открытых уроков по теме «Мы против наркотиков» Февраль
    2. Спортивно-массовые мероприятия
    1 Спортивные праздники В течение года
    2 Соревнования и эстафеты В течение года
    3 Первенство гимназии по различным видам спорта: По отдельному плану
    4 Участие в районных соревнованиях В течение года
    5 Работа группы здоровья для учителей В течение года
    6 Праздники здоровья на природе Апрель — май
    3.Психологическая поддержка
    1 Диагностика уровня развития психических функций учащихся В течение года
    2 Проведение «Уроков здоровья» В течение года
    3 Организация индивидуальных психологических консультаций для школьников и их родителей В течение года
    4 Разработка рекомендаций для учителей по вопросам педагогического общения В течение года
    5 Психолого-педагогическое сопровождение учащихся В течение года
    6 Проведение лекций для родителей по темам:
    • Профилактика психоэмоциональных срывов
    • Взаимосвязь внешнего вида и психологического самочувствия
    В течение года
    7 Работа групп психокоррекции В течение года
    8 Разработка рекомендаций для учащихся по снятию стрессов, профилактике агрес¬сивности Декабрь — ян¬варь
    9 Психолого-педагогические семинары с элементами тренинга В течение года
    4. Методическая работа
    1 Организация занятий с учителями школы, посвященных малым формам физическо¬го воспитания учащихся Сентябрь
    2 Организация круглых столов по обмену опытом в разработке эффективных форм и методов работы, направленных на оздоровление учащихся Ноябрь — март
    3 Взаимопосещение уроков с целью изучения приемов и методов сбережения здоро¬вья учащихся, используемых учителями различных предметов По отдельному плану
    4 Разработка рекомендаций по проведению классных часов, направленных на оздо¬ровление учащихся В течение года
    5 Совещания по анализу тестирования резервов здоровья школьников Октябрь, май
    6 Выступления на родительских собраниях, посвященные пропаганде здорового обра¬за жизни В течение года

    Система работы
    школьного педагога - психолога по оздоровлению обучающихся

    Школьный педагог- психолог сов¬местно с педагогами проводит работу по укреп¬лению и сохранению здоровья обучающихся, кото¬рая включает в себя:
    • поддержку процесса адаптации первоклас¬сников к школе, учащихся 5-х и 10-х классов — к новым условиям обучения;
    • групповые и индивидуальные консультации, профилактические и просветительские заня¬тия с родителями;
    • групповые занятия в классах, ориентирован¬ные на овладение элементарными навыками ведения здорового образа жизни;
    • тренинговые занятия с учащимися, на ко¬торых используются игры и упражнения, позволяющие установить в классе обста¬новку доверия и доброжелательности, что улучшает взаимоотношения в системе «учи¬тель — ученик»;
    • тренинги для старшеклассников по теме «Как успешно сдать экзамены и сохранить здоро¬вье?», «Психологическая защита в стрессовой ситуации в период сдачи экзаменов».
    Кроме того, в течение всего учебного года пси¬холог проводит индивидуальные консультации для учащихся по проблемам сохранения психи¬ческого здоровья.
    Важной задачей педагога- психолога является организация и проведение рабо¬ты со школьниками, требующими к себе особого внимания:
    дети из малообеспеченных семей, со сниженными интеллектуальными возможнос¬тями и заниженной самооценкой,
    дети, испытываю¬щие трудности в обучении и общении.
    Поэтому школьный психолог регу¬лярно проводит развивающие занятия, которые способствуют развитию социальной адаптации и саморегуляции «трудных» детей. На родительских собраниях психолог знакомит роди-телей с психофизиологическими особенностями того или иного возраста школьников.
    С этой целью прово¬дятся собрания на темы:
    • «Свободное время и семейный досуг»;
    • «Подросток в мире вредных привычек»;
    • «Как влияют семейные отношения на успевае¬мость ребенка»;
    • «Что делать, если подросток курит?»;
    • «Что делать, если подросток попал в дурную ком¬панию?»;
    • «Роль семьи в развитии моральных качеств под¬ростков»;
    • «Что делать, если родители заметили, что их дети употребляют наркотики?»;
    • «Я и мой ребенок — поиски взаимопонимания».
    Школьный психолог оказывает индивидуальную помощь и консультирование родите¬лей по проблемам поведения и общения с детьми, ве¬дет журнал учета консультаций, тетрадь посещений на дому. Работая в тесном сотрудничестве с классными руководителями и медицинским работником, психолог про¬водит в классах беседы на темы:
    • «Гигиена тела»;
    • «Гигиена одежды и обуви»;
    • «Правильное дыхание»;
    • «Профилактика различных заболеваний»;
    • «Лечебная физкультура при неврозах».
    Со старшеклассниками они организуют классные ча¬сы с участием инспектора ПДН и психолога:
    • «Суд над табаком»;
    • «Курильщик — сам себе могильщик»;
    • «По ком звонит колокол?»;
    • «В здоровом теле — здоровый дух»;
    • «Правда и ложь о СПИДе»
    В юности особенно возрастает необходимость при¬знания и защищенности, становятся ак¬туальными потребности в общении и одновременно обособлении. Общаясь с другими, юноши и девуш¬ки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все со¬держание работы по сохранению и укреплению здоровья, которую проводят школьный психолог и классные руководители 9-11-х классов, проходят идеи самопознания и самоопре-деления жизненных ценностей и смыслов старше¬классников. Особый интерес у них вызывают клас¬сные часы на темы:
    • «Знаете ли вы себя?»;
    • «Мое уникальное «Я»;
    • «Я» глазами других»;
    • «Как превратить свои недостатки в достоин¬ства?»;
    • «Ценности личности»;
    • «Что такое: уверенность в себе?»;
    • «Обучение способам снятия психоэмоционально¬го напряжения».

    Современную школу необходимо рассматривать как пространство заботы о здоровье учащихся и педагогов
    Реализация принципов здоровьесберегающей педагогики и внедрение соответствующих технологий осуществимо лишь при условии комплексного подхода, позволяющего предусмотреть все основные аспекты работы школы в области охраны здоровья, что отвечает представлениям о здоровьесберегающем пространстве. Образовательное пространство представляет собой форму един¬ства людей, складывающегося в результате их совместной дея¬тельности в сфере образования. В основе этой деятельнос¬ти — согласованные потребности участвующих в ней субъектов, цели и средства их достижения формируются и изобретаются са¬мими субъектами благодаря осваиваемым механизмам культу¬ры. В категории пространства фиксируется мера соответствия мира человеку и человека миру. Это определяет целесообразность использования пространственных представлений в образовании.
    Здоровьесберегающее пространство школы (ЗПШ) — это совокупность условий, организуемых администрацией школы, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников, создания оптимальных ус¬ловий работы педагогов. Школа, в которой удается создать такие условия, превращается в территорию грамотной, комплексной и неустанной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
    Исходя из принципиальной важности влияния школьных факторов на сохранение и укрепление здоровья учащихся, необходимо динамическое наблюдение за условиями обучения, уровнем учебной и общественной нагрузки, а также за состоянием здоровья учащихся.
    Методология физиолого-гигиенического и психофизиологического мониторинга строится на принципах :
    • Комплексность
    • Системность
    • Целостность
    • Динамичность (повторяемость)
    • Репрезентативность
    • Методическое единство
    • Наличие обратной связи.

    Методика комплексной оценки здоровьесберегающего образовательного процесса в учреждениях общего образования
    Эта методика предназначена для использования во всех видах учреждений общего oобразования с целью оценки состояния здоровья обучающихся, условий их обучения, ypовня учебной и внеучебной нагрузки, а также здоровьесберегающей активности педагогического коллектива. Методические рекомендации к ней содержат организационно» принципы, средства и методическое обеспечение реализации ряда вариативных моделей комплексной организации здоровьесберегающего образовательного процесса в различных учреждениях общего образования.
    Методика комплексной оценки здоровьесберегающего образовательного процесса в учреждениях общего образования включает:
    • тесты для оценки физического развития; двигательной подготовленности; напряжен¬ности; школьной мотивации;
    • анкеты для опроса учащихся об образе жизни, школьной мотивации, формах досуга;
    • анкеты для опроса учащихся об уровне их знаний, навыков и умений в сфере здорового образа жизни;
    • анкеты для опроса педагогов (в том числе — классных руководителей и директоров школ);
    • анкеты для опроса медицинских работников школ о состоянии здоровья детей (на ос¬новании медицинских карт);
    • анкеты для опроса родителей о состоянии здоровья, условиях жизни, поведении детей;
    • алгоритмы обработки результатов тестирования физического развития учащихся;
    • алгоритмы обработки результатов тестирования моторного развития учащихся;
    • алгоритмы обработки результатов тестирования напряженности учащихся;
    • алгоритмы обработки результатов анкетирования состояния здоровья учащихся;
    • алгоритмы обработки результатов анкетирования условий и образа жизни учащихся;
    • алгоритмы обработки результатов анкетирования учащихся об уровне их знаний, навы¬ков и умений в сфере здорового образа жизни;
    • алгоритмы интерпретации результатов анкетирования учащихся, родителей, педагоги¬ческих и медицинских работников образовательных учреждений;
    • алгоритмы комплексного физиолого-гигиенического и организационно-педагогичес¬кого анализа эффективности здоровьесберегающего образовательного процесса.

    Методы и способы технических решений
    Анкетирование:
    • Учащихся (состояние физического и психического здоровья, напряженность, круг ин¬тересов, двигательная активность, режим дня, условия проживания и обучения, пред¬почитаемая досуговая деятельность, вовлеченность в группы риска наркогенного зара¬- жения);
    • Родителей (анамнез учащегося, социально-экономический статус семьи, поведение ре¬бенка);
    • учителей (владение и использование знаний здоровьесбережения в учебных предметах знаний возрастной физиологии и психологии, состояния здоровья учащихся, использование здоровьесберегающих технологий в образовании);
    • классных руководителей (распределение учащихся по группам здоровья, группам риска, поведение ребенка в школе, динамика поведения учащихся в течение учебной недели, четверти (триместра), года, контакты с родителями проблемных учащихся);
    • медицинских работников школы (оснащенность медицинских кабинетов; структура заболеваемости учащихся; профилактические мероприятия и схема их проведения; контроль за динамикой заболеваемости детей, принадлежащих к группам риска по заболеваемости, в том числе — часто и длительно болеющих детей; возможности оказания (доступность) квалифицированной медицинской помощи в экстренных ситуациях);
    • руководителей образовательных учреждений (инфраструктура учреждения, включая потенциально вредные и потенциально полезные для здоровья компоненты; организация учебного процесса; организация питания; организация спортивно-оздоровительной работы; соблюдение СанПиНов; специальные программы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; контакты с органами социальной защиты МВД, специализированными диспансерами; финансовая поддержка здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения)
    Тестирование:
    • физического развития — по стандартным методикам силами медицинского персонала школы;
    • двигательной подготовленности — в рамках школьных уроков физической культуры па стандартизованному комплексу тестов.
    Наблюдение:
    • за поведением детей в процессе учебной деятельности — осуществляют учителя и научные сотрудники Центра.
    Беседы:
    • с педагогическими и медицинскими кадрами школы — разъяснение порядка заполнения анкет, целей и задач исследования, используемых методических приемов, полученных результатов, мер по повышению эффективности здоровьесберегающей деятельности учреждения;
    • с родителями — разъяснение порядка заполнения анкет, стратегии здоровьесбережения в образовательном учреждении, требований, предъявляемых к учащимся, рекомендации по организации учебных и внеучебных занятий, профилактических и оздоровительных мероприятий, планируемых и проводимых в семье;
    • с учащимися — объяснение порядка заполнения анкет и выполнения других действий, необходимых для корректного проведения исследований, индивидуальные беседы с детьми группы риска.
    Экспертные методы:
    • преобразование качественных показателей анкетирования в количественные показатели для осуществления многомерного статистического анализа;
    • оценка эффективности технологий здоровьесбережения, действующих в образовательном учреждении.
    Экспериментальное исследование:
    • сравнительный анализ здоровьесберегающей школьной среды и состояния здоров учащихся, обучающихся в образовательных учреждениях разных типов и видов.
    В нашей гимназии регулярно проводится мониторинг отношения учащихся к здоровому образу жизни (информация по результатам анкетирования 5-ых и 9-ых классов прилагается)

    Информация
    по результатам анкетирования учащихся 5-х классов
    “Отношение к здоровому образу жизни”
    2011-2012 год
    В анкетировании приняли участие: 5А класс – 25 человек, 5Б класс – 25 человек, 5В – 25 человек.
    Результаты анкетирования представлены следующим образом:
    1. Здоровым человеком себя считают:
    варианты 5А класс 5Б класс 5В класс Среднее
    Да 72 % 64 % 72 % 69 %
    нет 4 % 12 % 5 %
    Не знаю 24 % 24 % 28 % 26 %
    • Около 70 % опрошенных считают себя здоровыми;
    • у 26 % этот вопрос вызывает сомнения.
    2. Повлиять на здоровье учащихся могут:
    варианты 5А класс 5Б класс 5В класс Среднее
    Вредные привычки 60 % 80 % 92 % 78 %
    Занятия физической культурой
    20 %
    16 %
    4 %
    13 %
    Умение позитивно обогащать свой внутренний мир
    20 %
    4 %
    4 %
    9 %
    • Почти 80 % детей состояние здоровья связывают с вредными привычками (более всего таких детей в 5В классе)
    • По 20 % учащихся 5А класса соответственно здоровье ставит в зависимость от занятий физической культурой и умения позитивно обогащать свой внутренний мир.
    3. Способность учащихся оценить ситуацию, влияющую на социальное “Я” представлена следующим образом:
    варианты 5А класс 5Б класс 5В класс Среднее
    Да 60 % 44 % 40 % 48 %
    нет 8 % 4 % 4 %
    Не знаю 40 % 48 % 56 % 48 %
    • Около 50 % учащихся (более всего в 5А классе) считают, что способны оценить ситуацию оказывающие на них внимание.
    • Столько же опрошенных высказывают сомнения по этому вопросу.
    • Имеются единичные случаи у учащихся (5Б, 5В классы) отмечающих свою неспособность в этом.
    4. Ответы на вопросы показывающие уровень усвоения учебного материала в рамках курса ОЗОЖ.
     Курение приводит к болезням:
    варианты 5А класс 5Б класс 5В класс Среднее
    Да 100 % 96 % 100 % 99 %
    нет
    Не знаю 4 % 1 %
     Курение – вредная привычка?
    варианты 5А класс 5Б класс 5В класс Среднее
    Да 100 % 100 % 96 % 99 %
    нет
    Не знаю 4 % 1 %
     Алкоголь – является опасным для снижения здоровья?
    варианты 5А класс 5Б класс 5В класс Среднее
    Да 92 % 92 % 100 % 95 %
    нет
    Не знаю 8 % 8 % 5 %
     Пиво является алкогольным напитком?
    варианты 5А класс 5Б класс 5В класс Среднее
    Да 72 % 84 % 100 % 85 %
    нет 8 % 4 % 4 %
    Не знаю 20 % 12 % 11 %
     Наркотики опасны для жизни?
    варианты 5А класс 5Б класс 5В класс Среднее
    Да 92 % 100 % 100 % 99 %
    нет 4 % 1 %
    Не знаю
     Можно заразиться ВИЧ/СПИДом во время купания в бассейне или открытом водоёме?
    варианты 5А класс 5Б класс 5В класс Среднее
    Да 4 % 92 % 20 % 39 %
    нет 68 % 8 % 36 % 37 %
    Не знаю 28 % 44 % 24 %
     Татуировки делать опасно?
    варианты 5А класс 5Б класс 5В класс Среднее
    Да 48 % 65 % 68 % 61 %
    нет 32 % 4 % 4 % 13 %
    Не знаю 20 % 21 % 28 % 23 %
     Испачканные кровью иглы, шприцы предоставляют опасность?
    варианты 5А класс 5Б класс 5В класс Среднее
    Да 100 % 96 % 96 % 97 %
    нет
    Не знаю 4 % 4 % 3 %
    • На основании полученных ответов выявлено качество знаний:
    5А – 64 %, 5Б – 77 %, 5В – 76 %, среднее по параллели – 72 %.
    5. В сложной ситуации учащиеся предпочитают обращаться:
    варианты 5А класс 5Б класс 5В класс Среднее
    Родители 52 % 96 % 100 % 83 %
    Учителя 16 % 20 % 12 %
    Сверстники 32 % 36 % 4 % 24 %
    Специалист телефона доверия 4 % 12 % 8 % 8 %
    Медицинский работник 16 % 8 % 8 % 11 %
    Психолог 8 % 12 % 12 % 11 %
    • Более 80 % детей (менее всего в 5А классе) в среднем по параллели в критической ситуации обращаются к родителям.
    • Чуть меньше четверти (в основном 5А и 5Б классы) будут советоваться со сверстниками.
    • Мнение учителя будут спрашивать 12 % (таковых нет в 5Б классе).
    • Чуть более 10 % детей соответственно будут обращаться к медицинскому работнику (в основном 5А класс) и к психологу (менее всего 5А класс).
    • Чуть меньше 10 % обращаются к специалисту телефона доверия (более всего 5Б класс, менее всего 5А класс).
    6. Информированность о работе телефона доверия в нашем городе:
    варианты 5А класс 5Б класс 5В класс Среднее
    Да 44 % 84 % 48 % 59 %
    нет 56 % 16 % 52 % 41 %
    • Более половины опрошенных осведомлены о наличии телефона доверия в нашем городе (более всего таких детей в 5Б классе).
    • Остальные никогда не слышали об этом (это составляет более половины учащихся 5А и 5В классов).
    7. Услугами телефона доверия пользовались: 4 % учащихся 5А класса, остальные учащиеся телефонами доверия не пользовались.
    8. Основные направления разговора в будущем со своими детьми о здоровом образе жизни, следующие:
    • Занятия спортом;
    • Рациональное питание;
    • Режим дня;
    • Всевозможные запреты.

    Выводы и рекомендации:
    1. Классным руководителям, педагогу-психологу, преподавателю ОЗОЖ усилить работу по формированию профилактической направленности учащихся на сохранение и укрепление своего здоровья (исходя из того, что большинство учащихся связывают это с борьбой с вредными привычками).
    2. Педагогу-психологу активизировать работу по оказанию психологической помощи по формированию навыков поведения в кризисных нестандартных ситуациях.
    3. Преподавателю ОЗОЖ обратить внимание на пробелы в усвоении программного материала:
    • пути заражения ВИЧ/СПИДом;
    • пивной алкоголизм;
    • вред от нанесения татуировок.
    4. Педагогу-психологу, учителям работающих в данной параллели усилить работу по налаживанию контакта и установлении доверительных отношений.

    Педагог-психолог ______________________________ Сергеева Т.Ф.
    Информация
    по результатам анкетирования учащихся 9-х классов
    “Отношение к здоровому образу жизни”
    В анкетировании приняли участие: 9А класс – 15 человек, 9Б класс – 25 человек, 9В – 17 человек.
    Результаты анкетирования представлены следующим образом:
    В понимании учащихся “здоровье” представляется, как:
    Здоровье 9А класс 9Б класс 9В класс Среднее
    Красота и долголетие 18 % 40 % 32 % 30 %
    Отсутствие болезней 93 % 80 % 95 % 89 %
    Длительная работоспособность 35 % 24 % 30 % 30 %
    Широкие возможности жизни 35 % 28 % 24 % 29 %
    Широкое общение и путешествие 7 % 4 % 4 %
    Крепкая семья
    и дети 48 % 28 % 30 % 35 %
    Реализация себя и способностей 14 % 4 % 6 % 8 %
    Умение управлять собой 20 % 20 % 12 % 17 %
    Активное созидание, принесение пользы 4 % 1 %
    Духовное совершенствование 20 % 32 % 40 % 31 %
    • В среднем по параллели под здоровьем понимается в первую очередь отсутствие болезней – 89 % (преимущественно 9А и 9В классы), крепкая семья и дети – 35 % (преимущественно 9А класс) и духовное совершенствование – 31 % (преимущественно 9В класс).
    • При этом выбор “здоровье как отсутствие болезней” в первую очередь характерен для всех классов.
    • В 9А классе выбраны в качестве определения здоровья длительная работоспособность и широкие возможности жизни.
    • В 9Б классе выбраны в качестве определения здоровья красота и долголетие.
    1. Исходя из пятибалльной шкалы своё здоровье учащиеся оценили следующим образом:
    9А класс 9Б класс 9В класс Среднее
    3,7 3,8 3,7 3,73
    2. Отношение к здоровью в будущем:
    Отношения 9А класс 9Б класс 9В класс Среднее
    Без изменения 12 % 4 %
    Изменить к лучшему 53 % 76 % 70 % 66 %
    Вести ЗОЖ, но не получается
    20 %
    7 %
    Узнать по вопросу ЗОЖ 7 % 6 % 4 %
    Вести ЗОЖ 20 % 12 % 24 % 19 %
    • Около 70 % учащихся данной параллели в будущем планируют изменить к лучшему своё отношение к здоровью (более всего таких детей в 9Б классе).
    • Вести здоровый образ жизни собираются около 20 % детей (в основном 9В класс).
    • 20 % детей 9А класса нуждаются в помощи по ведению здорового образа жизни.
    3. Отношение к учёбе:
    Отношения 9А класс 9Б класс 9В класс Среднее
    Легко, без особых усилий 12 % 8 % 7 %
    Спокойно, но нужно потрудиться
    49 %
    84 %
    64 % 66 %
    С большой затратой усилий и времени
    12 %
    8 %
    15 % 12 %
    С перенапряжением 7 % 15 % 7 %
    На грани срыва 20 % 6 % 8 %
    • Около 70 % обследованных учащихся учатся спокойно, но для этого надо потрудиться (в основном это учащиеся 9Б класса).
    • Чуть более 10 % детей учатся с большой затратой усилий и времени (больше в 9Б классе).
    • С перенапряжение учатся 7 % учащихся (более всего в 9В классе, при отсутствии таковых в 9Б).
    • На грани срыва учатся 20 % детей 9А класса (отсутствуют таковые в 9Б классе) и 6 % в 9В классе.
    4. Наличие привычек и их выраженность:
    Привычки
    Никогда не имел Пробовал Бывает изредка Несколько раз в неделю Каждый день Несколько раз в день
    Жевание жевательной резинки 9А класс 7 % 34 % 12 % 34 % 13 %
    9Б класс 28 % 20 % 24 % 8 % 12 %
    9В класс 6 % 18 % 18 % 46 % 12 %
    Среднее 12 % 9 % 26 % 13 % 32 % 8 %
    Обкусывание ногтей 9А класс 66 % 7 % 20 % 7 %
    9Б класс 64 % 28 % 8 %
    9В класс 23 % 23 % 48 % 6 %
    Среднее 51 % 19 % 23 % 3 % 2 % 2 %

    Курение 9А класс 80 % 20 %
    9Б класс 92 % 4 % 4 %
    9В класс 71 % 23 % 6 %
    Среднее 82 % 14 % 2 % 1 % 1 %
    Употребление алкоголя 9А класс 60 % 26 % 14 %
    9Б класс 92 % 4 % 4 %
    9В класс 42 % 52 % 6 %
    Среднее 65 % 27 % 8 %
    Употребление наркотиков 9А класс 100 %
    9Б класс 100 %
    9В класс 94 % 6 %
    Среднее 98 % 2 %
    Сквернословие 9А класс 20 % 20 % 32 % 7 % 14 % 7 %
    9Б класс 32 % 20 % 20 % 8 % 4 % 16 %
    9В класс 18 % 46 % 24 % 12 %
    Среднее 17 % 19 % 33 % 13 % 6 % 12 %

    • 32 % опрошенных подвержены привычке жевать жевательную резинку каждый день, причём почти половина детей из 9В класса, никогда этого не делают 12 % (почти 30 % из 9Б класса).
    • Чуть больше половины детей данной параллели не обкусывают ногти (более всего таких детей в 9А и в 9Б классах), почти четверть детей делают это изредка (почти половина из 9В класса).
    • Никогда не курили чуть более 80 % опрошенных в параллели (более всего в 9Б классе), 14 % детей пробовали (в 9А и в 9В классах), 6 % учащихся 9В класса делают это изредка, а по 4 % учащихся из 9Б класса соответственно курят каждый день или несколько раз в день.
    • 65 % учащихся не пробовали алкоголя (более 90 % это учащиеся 9Б класса), около 30 % попробовали (из них половина – 9В класс), а 8 % делают это изредка (в основном учащиеся 9А класса).
    • Употребление наркотиков в основном не свойственно детям этой выборки, однако 6 % учащихся 9В класса пробовали.
    • Более 30 % учащихся изредка сквернословят (почти 50 % - учащиеся 9В класса), около 20 % детей никогда этого не делали (это учащиеся из 9А и 9Б классов), почти четверть учащихся 9В класса позволяют делать это несколько раз в неделю, а 14 % учащихся 9А класса делают это каждый день. Чуть более 10 % опрошенных сквернословят несколько раз в день (в основном 9Б и 9В классы).
    6. Отношения к привычкам, если говорить о будущем:
    Привычки
    Хочу увеличить Оставить без
    изменения Смогу бросить если захочу Хочу уменьшить Хочу бросить, но не могу Брошу и уверен, что смогу
    Жевание жевательной резинки 9А класс 80 % 20 %
    9Б класс 12 % 80 % 8 %
    9В класс 82 % 12 % 6 %
    Среднее 4 % 81 % 13 % 2 %
    Обкусывание ногтей 9А класс 79 % 7 % 7 % 7 %
    9Б класс 84 % 4 % 8 % 4 %
    9В класс 53 % 35 % 12 %
    Среднее 72 % 15 % 5 % 7 % 1 %

    Курение 9А класс 100 %
    9Б класс 92 % 4 % 4 %
    9В класс 94 % 6 %
    Среднее 96 % 1 % 1 % 2 %
    Употребление алкоголя 9А класс 100 %
    9Б класс 100 %
    9В класс 82 % 6 % 6 % 6 %
    Среднее 94 % 2 % 2 % 2 %
    Употребление наркотиков 9А класс 100 %
    9Б класс 100 %
    9В класс 100 %
    Среднее 100 %
    Сквернословие 9А класс 7 % 47 % 26 % 20 %
    9Б класс 44 % 32 % 20 % 4 %
    9В класс 35 % 6 % 35 % 6 % 18 %
    Среднее 2 % 42 % 22 % 25 % 2 % 7 %

    • Более 80 % относительно жевательной резинки хотели бы всё оставить без изменений, 13 % считают, что смогут бросить, если захотят (более всего в 9А классе), 12 % учащихся 9Б класса хотят увеличить потребление жевательной резинки, а 6 % учащихся 9В класса нуждаются в помощи по устранению этой привычки.
    • 7 % детей отмечают, что нуждаются в помощи в борьбе с привычкой обкусывание ногтей (9А и 9В классы) и 4 % учащихся 9Б класса собираются бросить и уверены, что смогут. Остальные дети имеют желание оставить всё без изменений (сюда относятся и те которые не имели эту привычку, и те у которых она проявлялась в той или иной мере).
    • 4 % учащихся 9Б класса считают, что если захотят смогут бросить курить и столько же собираются уменьшить потребление никотина, а 6 % учащихся 9В класса собираются бросить и уверены что смогут. Среди опрошенных нет учащихся нуждающихся в помощи по ликвидации данной привычки (по их мнению).
    • 94 % опрошенных относительно употребления алкоголя хотят всё оставить без изменения (все учащиеся 9А и 9Б классов (никогда не имел, пробовал – бывает изредка)), по 6 % учащихся 9В класса если захотят, смогут бросить, хотят уменьшить потребление и собираются бросить и уверены, что смогут.
    • Все опрошенные учащиеся отмечают, что хотят оставить без изменений своё отношение к наркотикам.
    • Четверть опрошенных в будущем планируют сквернословить меньше (более всего в 9В классе), более 20 % учащихся отмечают, что смогут бросить, если захотят (более всего в 9Б и 9А классах), 18 % учащихся 9В класса и 4 % 9Б классов планируют избавить от этой привычки и уверены, что смогут, а 6 % детей 9В класса самостоятельно это сделать не могут, остальные – ничего менять не собираются.
    7. Исходя из режима жизни учащихся данной параллели (время на сон, питание, решение конфликтов, спорт), можно отметить, что:
    Образ жизни 9А класс 9Б класс 9В класс Среднее
    Организованность 7 % 8 % 5 %
    Наличие резервов 7 % 24 % 17 % 16 %
    Наличие вредных привычек
    20 %
    20 %
    28 %
    23 %
    Необходимость смены образа жизни
    66 %
    48 %
    55 %
    56 %

    • Более половине опрошенных необходимо менять образ жизни самим или посоветоваться со специалистами (более всего таких детей в 9А классе).
    • Более 20 % учащихся данной параллели относятся к так называемым середнячкам, то есть у них имеются вредные привычки, несбалансированный режим жизни, они нуждаются в профилактике (преимущественно в 9В классе).
    • 16 % учащихся близки к идеалу (более всего это дети из 9Б класса), умеют восстанавливать силы, есть резервы для повышения производительности.
    • 7 % учащихся 9А и 8 % 9Б классов, умеют хорошо организовывать режим жизни, сберегать силы и здоровье.
    8. Учащиеся считают, что государство для укрепления и сохранения здоровья нации должно принять следующие меры:
    • Профилактика здорового образа жизни.
    • Наказания за употребление алкоголя, наркотиков, курения.
    • Запрет на продажу алкоголя и табака.
    • Улучшение медицинского и санаторно-курортного обслуживания.
    • Цензура на рекламу.
    • Закрытие ночных клубов.
    • Введение штрафов.
    • Улучшение экологии.
    35 % детей из 9А и 30 % из 9В классов не ответили на данный вопрос.
    Выводы и рекомендации:
    1. Обследование показало, что более половины опрошенных детей нуждаются в смене образа жизни, который они ведут.
    2. Третья часть опрошенных (в 9А и в 9В классах) не проявили инициативы по предложению мер для укрепления и сохранения здоровья окружающих, что свидетельствует о их пассивности и несознательном отношении.
    3. Классным руководителям (в первую очередь классному руководителю 9А класса Храмовой Е.И.) усилить работу по профилактике здорового образа жизни совместно с педагогом-психологом и учителем, ведущим курс ОЗОЖ.
    4. Педагогу-психологу осуществлять индивидуальную и коррекционную работу по данному направлению по запросу учащихся.
    5. Представить данные обследования родителям, показать важность данной проблемы обсудить результаты.
    Педагог-психолог ______________________________ Сергеева Т.Ф.
    Создать здоровьесберегающее пространство школы возмож¬но лишь при условии совместной деятельности педагогов и дру¬гих специалистов, имеющих не только дол¬жную мотивацию, но и необходимый уровень подготовки. В этой связи можно выделить 3 области компетенций, необходимых для данной работы — общепедагогическую, психологическую и валеологическую.
    Общепедагогическая включает предметную, дидактическую, воспитательную компетенцию и подготовку в области здоровье-сберегающей педагогики.
    Хотя педагогика — наука о воспитании, уровень воспита¬тельной работы с конца 80-х годов заметно и неуклонно снижа¬ется. Для формирования ЗПШ такая ситуация недопустима. Традиционно условное разделение образования на обучение и воспитание соотносится с количественным и качественным под¬ходами.
    Обучение ставит задачи, которые реально оцениваются количественными показателями — балльной системой оценок, результатами поступления в вузы и т.д., что определяет неиз¬бежный формализм в работе.
    Воспитание — категория каче¬ственная, для которой нет единой шкалы оценок результата, ко¬торый и проявляется не сразу (часто за порогом школы). Поэто¬му критерий отбора учителей для работы по принципам здоровьесберегающей педагогики и требования, которые перед ними ставятся, в большой степени касаются неформального осу¬ществления воспитательной работы. Иначе — качественной со¬ставляющей образовательного процесса.
    Компетенция в области здоровьесберегающеи педагогики может быть обретена в результате обучения по 72-часовой или 144-часовой программе или прохождения профессиональной переподготовки в общем объеме 520 часов. В современных усло¬виях владение здоровьесберегающими образовательными тех¬нологиями уже не является признаком особо квалифицирован¬ного учителя, как это было несколько лет назад, а обретает форму обязательных требований к любому педагогу, ежедневно от¬крывающему двери класса
    Хочется надеяться, что проходить такую подготовку раз в 5 лет скоро будет необходимо каждому школьному учителю.
    Психологическая компетентность учителя с каждым годом становится все более востребованной. При этом уровень реаль¬ной психологической подготовки большинства учителей оста¬ется крайне неудовлетворительным. Требуется широкомасштаб¬ная программа непрерывного психологического образования (повышения психологической компетентности) учителей сила¬ми вузов и учреждений дополнительного профессионального об¬разования. Важно, чтобы такие программы были ориентирова¬ны не на академический курс и общие вопросы психологии, а на ее прикладные аспекты, освоение которых позволяет повысить результативность работы учителя.
    Валеологическая компетентность — грамотность учителя в вопросах сохранения и укрепления индивидуального здоровья, ведения здорового образа жизни. Необходимость в этих знани¬ях определяется как их тесной связью с использованием здоровьесберегающих технологий, так и необходимостью грамотно заботиться о собственном здоровье. Входящий в программы педагогических вузов курс «Основы медицинских знаний» лишь в незначительной степени решает эту задачу, так как ориенти¬рован на медицинские знания, а не на вопросы здоровья.
    И в заключение хочется сказать, что очень радует, что педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.
    Учителя надо не заставлять выполнять часть обязанностей школьного врача или медсестры в качестве подтверждения его заботы о здоровье школьников, а обучить психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему построить работу на уроке так, чтобы не наносить ущерба здоровью учеников, интегрировать свои усилия в общую программу работы школы, избравшей охрану здоровья одним из важнейших приоритетов своего развития.
    Учителю надо понимать, что ученик, для которого посещение школы – тяжелое испытание, каждодневно оставляет в её стенах частичку своего здоровья, а это недопустимо.
    Категория: Номинация 3 (описание системы работы ОУ)
    Просмотров: 685 | Загрузок: 130 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz