Сетевой конкурс "Школа - территория здоровья"
Пятница, 26.04.2024, 16:04
Меню сайта

Категории раздела
Номинация 1 (разработки уроков, занятий) [24]
Номинация 2 (разработки внеклассных мероприятий) [21]
Номинация 3 (описание системы работы ОУ) [6]
Номинация 4 (описание системы работы педагога) [6]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • МОУ "Учебно-методический центр"
  • АНО "ДРОЗД - Балаково"
  • Сайт Комитета образования АБМР
  • ММЦ ИТ Балаковского муниципального района

  • Главная » Файлы » Конкурс 2012 г. » Номинация 3 (описание системы работы ОУ) [ Добавить материал ]

    Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности школы
    [ Скачать с сервера (1.31 Mb) ] 14.05.2012, 16:38
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    «Средняя общеобразовательная школа № 2»
    г. Балаково Саратовская область

    Сетевой конкурс «Школа – территория здоровья»

    Номинация:
    Лучшее описание системы работы образовательного учреждения
    по внедрению здоровьесберегающих технологий.

    Тема:
    «Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности школы»

    Работу выполнила
    Часовитина Галина Николаевна
    заместитель директора по ВР
    МБОУ СОШ№2



    Балаково- 2012
    Вступление
    Современная школа готовит детей к жизни, а значит должна обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружить его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитать у него культуру здоровья. В связи с этим возникает проблема разработки и проведения мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время.
    От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
    Мы, педагоги, должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. На здоровье школьника влияют две группы факторов: не поддающиеся нашему управлению (экология, традиции ЗОЖ в семье, качественная и своевременная медицинская помощь и т. д.) и управляемые факторы (организация оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на восстановление физического, психического и социального здоровья детей).
    Школа — это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет.
    Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь им осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства.
    В своей работе хочу остановиться на здоровьесберегающих технологиях, используемых во внеурочной деятельности в МБОУ СОШ№2 г. Балаково.
    Под здоровьесберегающими технологиями мы понимаем мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников.
    ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ в учебной деятельности. Работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности проводится в нашей школе во внеурочное время в рамках программы «Здоровый образ жизни» и включает в себя:
     мероприятия по изучению и повторению правил дорожного движения;
     мероприятия по изучению и повторению правил пожарной безопасности;
     мероприятия по безопасности на водных объектах, во время гололеда, по ГО и ЧС, антитеррористической защищенности.
    Лекции, классные часы, праздники, игры, викторины, беседы, тренировочные эвакуации проводят классные руководители, специалисты гражданской обороны, пожарной части, инспектор ГИБДД. Они способствуют профилактике детского травматизма.
    В школе разработана и реализуется программа по правилам дорожного движения для учащихся 1-11 классов с учетом возрастных особенностей детей. В течение учебного года классные руководители проводят 17 занятий по ПДД для учащихся 1-8 классов и 10 занятий для учащихся 9-11 классов.
    Казалось бы, что особенного – перейти улицу, выйти из троллейбуса, автобуса или войти в них. Однако, по данным сводок ГИБДД, на дорогах России гибнет каждый год свыше 30 тысяч человек. Занятия по профилактике травматизма на дороге в нашей школе проходят интересно и познавательно. Ученики узнают немало важного о правилах поведения на улице и в общественном транспорте, о языке улиц и дорог, которые учат их смелости, помогают не убегать от автомобилей, а спокойно проходить мимо них, зная, что они не тронутся, пока вы переходите дорогу. Ведь только грамотные пешеходы могут чувствовать себя на дороге в относительной безопасности, не бояться за своё здоровье, что является богатством каждого.
    Два раза в год беседы, викторины по ПДД для учащихся проводит инспектор ГИБДД Мамченко В. П. Студенты автомобильного техникума – частые гости в школе. Они проводят беседы, викторины, игры по ПДД по темам: «Красный, жёлтый, зелёный», «Азбука безопасности». В школе проводятся конкурсы рисунков «Наш друг – светофор», «Осторожно: дорога» и т. д.
    Каждый год учащиеся школы принимают активное участие в муниципальных конкурсах «Безопасное колесо», «Письмо водителю», «Дети о правилах дорожного движения», «Дорожный знак», участвуют в смотре-конкурсе уголков по ПДД. В школе оформлен стенд по ПДД для учащихся и родителей.
    Сильным и эффективным подспорьем при проведении профилактической работы в школе является организация отряда ЮИД «Безопасное колесо», деятельность которого осуществляется по составленному и утвержденному плану (руководитель Костылева Е. К.). С ребятами проводятся теоретические и практические занятия, во время которых осуществляется подготовка к соревнованиям отрядов «Юные инспектора движения». В этом году проведена акция «Въезд на территорию школы запрещен».
    Регулярно в школе проводятся целевые профилактические мероприятия под девизом «Внимание – дети!». Особое внимание правилам дорожного движения уделяется в начале и конце учебного года. Ежегодно с 1 по 16 сентября обеспечено проведение в школе с учащимися бесед, инструктажей на темы: «Путь из школы домой», «Я - пешеход», «Я – пассажир». Проверка полученных знаний осуществляется через викторины, конкурсы, игры.
    По плану мероприятий по ПДД проводятся беседы по темам: «Правила безопасного поведения на улице, на транспорте», «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения», «Горят огни на перекрёстках», «Дорожная грамота», конкурс «Дорожные знаки». Викторина «Безопасная дорога» включает теоретические вопросы и решение ситуативных задач и ребусов. Игра «Пешеход и пассажир» способствует не только усвоению дорожных знаков, но и включает защиту газет, конкурс капитанов, практическую часть по оказанию доврачебной помощи.
    Анализ работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что в школе ведется значительная работа по пропаганде правил дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Основываясь на имеющийся положительный опыт работы, образовательное учреждение находится в постоянном поиске новых форм и методов работы по данному направлению.
    Мероприятия по изучению, повторению правил пожарной безопасности проводятся по плану во время недель и декад пожарной безопасности. Это классные часы по соблюдению правил пожарной безопасности в образовательном учреждении, в быту, беседы о правилах пожарной безопасности, конкурсы кроссвордов по ПБ, выставки газет с подборкой статей о причинах пожаров и их последствиях, оформление уголка по ПБ, просмотр видеофильмов по противопожарной тематике, посещение пожарной части, организация выставки книг, знакомство с газетными, журнальными публикациями о крупных пожарах и их последствиях.
    Каждый год учащиеся и педагоги участвуют в муниципальном конкурсе «Пожарный доброволец: вчера, сегодня, завтра» и занимают призовые места. В этом году 1 место заняла ученица 10 класса Манухина Ирина, подготовив работу «История развития пожарного дела Саратовской области». Ученица 5а класса Цух Яна участвовала в номинации «Художественное творчество» и заняла 3 место.
    Ребята из кружка «Дружина юных пожарных» под руководством Носенко А. Н. на своих занятиях изучают порядок тушения пожаров, особенности применения специальных средств оказания первой доврачебной помощи, способы переноски и транспортировки пострадавшего при различных травмах. Основными формами занятий являются лекции, беседы, практические занятия, просмотр учебных фильмов, тренировки, посещение пожарной части, участие в соревнованиях.
    На занятиях члены кружка знакомятся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, приобретают знания и умения по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, составляют кроссворды. В проведении таких мероприятий, конечно же, не обойтись без использования ИКТ. С применением презентаций были проведены такие беседы, как «Будь осторожен с огнем», «Как вести себя при пожаре», «Профилактика лесных пожаров» и т. д.
    Ежегодно художники школы участвуют в муниципальном этапе Всероссийского конкурса детского рисунка по противопожарной тематике (Витохин А. – призер конкурса).
    Успешно выступил в этом году отряд юных пожарных на муниципальном слёте. Молчан Никита, ученик 8а класса, подготовил презентацию «Лесные пожары» (профилактика, правила поведения) и занял 3 место.
    На муниципальный этап областного конкурса «Юные таланты - за безопасность» было представлено 3 работы. Команда ДЮП «Огоньки» подготовила литературно – музыкальную композицию и заняла 3 место. Учащиеся Гаврилова Кристина и Борзов Игорь выступили в номинациях «Художественное творчество и получили 1 и 2 места соответственно.
    Мероприятия по безопасности на воде, на льду, на водоёмах во время ледокола проводятся с целью сохранения жизни детей. Это инструктажи «Правила охраны жизни людей на воде», «Меры безопасности на льду», конкурс рисунков «Осторожно: тонкий лед», практические занятия «Оказание помощи провалившемуся под лед», книжная выставка «Будь внимателен на воде» и т. д.
    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
    Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отношения к окружающей среде. Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во внеучебной деятельности и во внеклассной работе по предмету.
    Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Чтобы не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями.
    В МБОУ СОШ№2 г. Балаково используются различные формы экологической работы:
     конкурсы (выставки плакатов, рисунков, газет, проведение экологических олимпиад, турниров, конференций, КВНов, викторин и др.);
     игры (эко – случай, эко – казино, и др.), соревнования;
     познавательные уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», экскурсии, походы, просмотр фильмов на экологические темы и др.);
     экологические праздники и мероприятия;
     озеленение школьных рекреаций, учебных кабинетов, столовой;
     практическая помощь природе - изготовление и вывешивание кормушек, скворечников, проведение субботников; посадка цветов, деревьев;
     благоустройство пришкольной территории;
     акции «Покормим птиц зимой», «Чистый двор»;
     работа по посадке и выращиванию сельскохозяйственных культур на пришкольном участке.
    Целью экологического образования в нашей школе является формирование ответственного отношения к окружающей среде, осознание причастности человека к ухудшению состояния природы, а значит, и воспитание активной деятельности по изучению и охране природы, начиная с родного края.
    В сентябре ежегодно проводится традиционная ярмарка «Дары Осени». На ней представлены овощи, фрукты, поделки, блюда с названиями осенней тематики. Под весёлую музыку идет бойкая торговля. Осенняя ярмарка приносит много позитивных и ярких эмоций.
    В классных кабинетах очень много цветов, которые действуют успокаивающе и расслабляюще, снижают стрессовые реакции. Доказано, что растения благотворно влияют на микроклимат помещения, а вместе с этим и на здоровье и работоспособность детей, находящихся в них.
    Каждую осень ребята всей школы с нетерпением ждут праздник «Мисс Осень», который проходит отдельно для учащихся 1-4, 5-7, 8-11 классов. Программа состоит из нескольких конкурсов: «Загадки осени», «Осенняя фантазия», «Приметы осени», «Осенний букет», «Осеннее блюдо», «Поэтическая страничка» и т. д.
    На пришкольном участке каждую весну старшеклассники делают клумбы, высаживают однолетние и многолетние цветы. Летом – полив, прополка, удобрение культур. Ребята учатся правильно ухаживать за цветами, ценить свой труд и труд других.
    Необыкновенное творчество и фантазию проявляют учащиеся школы при проведении конкурса «Осенний букет». Осенние композиции состоят из сухостоя, цветов бархатца, хризантем, астр. Названия букетов необычны и соответствуют представленному букету: «Краски сентября», «Рябиновая осень», «Красота спасет мир» и т. д.
    Каждый год учащиеся школы принимают активное участие в выставке поделок из природного материала «Природа. Мастерство. Фантазия», в муниципальном и областном конкурсе «Юннат». Только в этом учебном году получено 5 призовых мест, а Белодедов Влад является победителем областного конкурса «Юннат – 2010».
    Участие в номинации « Экология» САМОГО ДОБРОГО ДЕТСКОГО ФЕСТИВАЛЯ принесло победу учащимся старших классов Клевцовой Марине и Манухиной Ирине. Под руководством педагогов Литвиновой Т.Н. и Саловой А.М. они подготовили творческие работы по темам: «Судьба рек родного города» и «История рыболовства в родном городе». В прошлом году для участия в СДДФ в номинациях «Загрязнение космоса», «Загрязнение атмосферы планета Земля» было подготовлено 5 исследовательских работ, 4 из них получили призовые места.
    Учащиеся нашей школы активно участвуют в мероприятиях областного детского экологического центра «Поиск». Победителями областного заочного экологического конкурса «Экологическая безопасность – безопасность жизни» стали Манухина Ирина, Кормщикова Анна и Зыкова Татьяна. Дипломы участников получили Полосина С., Борисенко Е., Давлетшина О.
    Четвертый год подряд учащиеся начальной школы под руководством Лопатиной Т.А. занимают 1 места в смотре экологических театров и агитбригад. Тематика их выступлений разнообразна: «Пожар в лесу», «Сказка про атом и разум», «Сказка о бедной Волге и её богатых жителях». Учащиеся старших классов под руководством Литвиновой Т. Н., Селифоновой Н. Л. подготовили экологическую сказку «Как Вовка воду искал» и также стали победителями в смотре.
    Особую роль играет природоохранная деятельность, а именно защита и улучшение природной среды.
    Учащимися 10 а класса под руководством Салиной Н. П. был организован сбор желудей для лесничества и лесхозов области с целью восстановления дубравы. Десятиклассники разработали правила сбора и хранения желудей, провели их калибровку. В ходе акции «Желудь» ребята сдали в лесхоз 20 кг желудей и выразили надежду, что маленькая частица их труда поможет лесхозу восстановить сгоревшие в Саратовской области дубравы.
    Ежегодно учащиеся МБОУ СОШ№2 принимают участие в месячнике по защите от экологической опасности. В рамках этой декады проходили: конкурс экологических плакатов, авторских стихов о природе, просмотр видеофильмов о природных катастрофах, экологическое «Поле чудес», викторина «Братья наши меньшие», игра «Планета в опасности».
    Участвуя в областной акции «Очистим планету от мусора» старшеклассники убирали определенные участки территории от мусора в микрорайоне своей школы, благоустраивали территорию городского детского парка.
    Наши школьники участвовали в акциях, проводимых Международным фондом в защиту животных: собирали подписи в защиту уссурийского тигра, слонов. Провели конференцию на аналогичную тему, где были предоставлены и защищены интересные проекты о животных, занесённых в Красную книгу. Такие мероприятия формируют чувство ответственности, значимости сделанного во благо животных, причастности к общему важному делу.
    В сентябре 2010 года учащиеся 10а класса приняли активное участие в федеральной молодежной экологической акции «оБЕРЕГАй», которая проводилась по инициативе ОАО «РусГидро». Десятиклассники очищали берег канала, где планировалось открыть официальный пляж. Было собрано несколько сотен мешков с мусором. К сожалению, за один день очистить полностью город невозможно, но участники акции смогли реально изменить свое отношение к малой Родине. Акция завершилась установкой на очищенных территориях табличек с надписью «Пожалуйста, не сорите! Здесь убирали дети».
    Несколько раз за учебный год учащиеся 1-11 классов посещают кинолекторий «Здоровый образ жизни» в кинотеатре «Октябрь», где для них проводятся беседы и организуются просмотры фильмов по заданной тематике.
    Среди перечисленных форм экологического воспитания хочется отметить игру. Она формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. Это игры: КВН, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Лесная аптека», «Редкие и исчезающие животные», «Водные ресурсы нашего края», «Сохраним планету чистой и зелёной», где участники сочиняют и разгадывают кроссворды, загадки, ребусы.
    С целью изучения природы и истории родного края ежегодно с учащимися организуются поездки в города Вольск, Хвалынск, Саратов. Особо запомнилась учащимся 7а класса поездка в Хвалынский национальный парк, где была организована экскурсия «Экологическая тропа», в процессе которой ребята получили много новых знаний, в том числе по поведению в лесу.
    Все проводимые мероприятия помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщают учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии, укрепляют духовно-нравственное здоровье учащихся.
    Результатом работы по экологическому воспитанию является то, что дети активно участвуют и показывают высокие результаты в городских мероприятиях, экологических смотрах, конкурсах. Благодаря целенаправленной систематической работе по экологическому воспитанию у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменились мотивация поступков в природе, экологическая культура, а также интересы учащихся.
    ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. Данные технологии реализуются как на уроках физкультуры, так и в работе спортивных секций, внеурочной физкультурно-массовой оздоровительной деятельности, которая является логическим и необходимым продолжением урочного процесса. Досуг не должен заполняться чем-то случайным, в нем всегда должна быть разумная цель и определенные стремления. Внеклассные занятия - одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности.
    В спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях педагоги школы стараются задействовать как можно больше детей. Участие в соревнованиях школьного и муниципального уровней во многом способствует привлечению школьников к секционным занятиям.
    На сегодняшний день в школе работает 6 спортивных секций: баскетбол, футбол, туризм, бокс, волейбол, легкая атлетика. Все учащиеся школы начинают свой день с зарядки, для учащихся 1-4 классов организованы подвижные перемены.
    В начале каждой четверти руководители секций проводят с учащимися инструктаж по безопасному поведению во время занятий. Они рассказывают ребятам о различных видах спорта, о великих спортсменах, проводят развлекательные игры, викторины, встречи с известными или просто интересными людьми, чья жизнь связана со спортом. К этому занятию ребята готовят презентации «О спорт, ты – мир», «Питание и здоровье», «Гигиена учащихся», «Режим дня школьника».
    Дни Здоровья несут в себе большой заряд положительной энергии, направленной на пропаганду здорового образа жизни среди подростков, значительно увеличивают двигательную активность ребенка. В день проведения праздника команды всех классов участвуют в соревнованиях, сочетающих в себе элементы общей физической подготовки и туризма, где учащиеся могут показать свои знания по основам безопасности жизнедеятельности.
    В дни осенних, зимних и весенних каникул в школе проводятся спортивные соревнования по легкой атлетике, баскетболу, волейболу; традиционно – турниры, посвященные памяти учителей физкультуры Тришкова Владимира Ивановича, Милославского Аркадия Аркадьевича. Учащимся школы очень нравятся конкурсы «Мисс скакалочка», «Весёлые старты», «Король спорта», посвященный Дню защитника Отечества, «Королева спорта», посвященный женскому дню 8 Марта, спортивные праздники.
    Каждый год учащиеся школы участвуют в туристических слетах и занимают призовые места. Лучшими туристами признаны Каменщиков Олег, Сорокина Дарья, Макаров Максим, Каргальцев Артем, Богомолова Дарья, Кормилицына Дарья. С оздоровительным центром «Альбатрос» заключен договор об оказании услуг обучающимся МБОУ СОШ№2. Младшие школьники с удовольствием посещают бассейн с учителем физкультуры Костылевой Е.К. Плавание в бассейне укрепляет дыхательную, сердечно-сосудистую и нервную системы, активизирует кровообращение, повышает работоспособность. Занятия плаванием помогают ребятам стать решительными, находчивыми, дисциплинированными и собранными.
    Великие философы Сократ, Платон и другие в своих трудах отмечали уникальные возможности спортивных занятий в воспитании всесторонне развитой личности.
    Физическое воспитание во внеурочное время тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием школьника и активно содействует всестороннему развитию детей, к чему стремятся и над чем работают учителя и родители:
     повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
     формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни.

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
    Все проводимые в школе санитарно-гигиенические, просветительные, профилактические воспитательные мероприятия направлены на формирование культуры здоровья учащихся, на мотивацию их к ведению здорового образа жизни. Беседы по профилактике инфекционных заболеваний, табакокурения, алкоголизма, наркомании, предупреждению вредных привычек проводят специалисты центра медицинской профилактики Вязломцева М. В., МУЗ «Роддом» Пашин В. В., психоневрологического диспансера Боляк О. А. в рамках программ «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Профилактика распространения ВИЧ – инфекции» и договора сотрудничества. Они в форме диалога рассказывают ребятам о негативном влиянии факторов риска на здоровье, о возможностях его снижения.
    Консультации, лекции, беседы по проблемам сохранения и укрепления здоровья проводят врач детской поликлиники №1 Бочкова А. Г. и фельдшер школы Крючкова Н. Н. Специалисты рассказывают ребятам о негативном влиянии алкоголя, сигарет, наркотиков, а также проводят беседы по темам: «Профилактика гриппа», «Здоровое питание и влияние его на здоровье».
    Один из главных факторов, определяющих наше здоровье - питание. Врач детской поликлиники при проведении бесед уделяет этому вопросу особое внимание. Рекомендует чаще употреблять молоко, молочные продукты (сыр, творог, яички), крупы (гречневую, овсяную, манную), рис, сливочное масло, блюда из печени, салат из капусты зелень и т. д. Только рациональное питание является обязательным условием нормального роста детей и подростков, их гармоничного физического и нервно – психического развития, поддерживает высокий уровень здоровья, придает организму устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, способствует их эффективному обучению.
    Интересно и ярко в школе проходят общешкольные мероприятия, посвященные всемирному Дню Здоровья, который отмечается ежегодно 7 апреля. В этот день в фойе школы можно полюбоваться на выставки бутербродов или пиццы, а в классах проходят дискуссии по темам: «Мы за пиццу, кто против?», «Мы против бутерброда, а вы?».
    Очень нравится детям участвовать в конкурсах фотографий: «Мы и природа», «Я в лесу». В муниципальном конкурсе «Фотомиг» в номинации «За здоровый образ жизни» призовые места в этом учебном году получили Ганина Алина и Борисенко Елизавета.
    Ежегодно учащиеся 5-7 классов в конце мая посещают библиотеку, где для них проводится мероприятие «Береги себя», приуроченное к Всемирному дню отказа от табака. Работники библиотеки проводят беседы, рассказывают о том, какой вред наносит никотин как самому курильщику, так и окружающим, показывают видеоролик «Чем опасно табакокурение?», проводят игру-викторину "Умей сказать: нет!". Ребята узнали, что в нашей стране первый День отказа от курения прошел в 2010 году. Он привлек большое внимание и помог многим жителям России бросить курить. В конце беседы подростки услышали замечательную сказку-быль под названием "Все в твоих руках". Основная мысль сказки такова: будущее каждого - в их руках! Ежегодно проводятся конкурсы плакатов: «Мы - против наркотиков», «Брось сигарету!», «Нет - вредным привычкам». В этом учебном году учащиеся 6-10 классов приняли участие в сетевом международном конкурсе буклетов «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» и заняли 7 призовых мест. В буклетах они рассказали о последствиях, которые наступают после приема наркотиков, алкоголя, табака; дали рекомендации о том, что нужно делать, чтобы сохранить здоровье.
    Только через текущую повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а следовательно, на образ жизни человека.
    Внеурочная деятельность по формированию у школьников устойчивого интереса и потребности в здоровом образе жизни ведется на классных часах, на занятиях кружков, акциях и т. д., на которых необходимо остановиться отдельно.

    ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
    ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
    КЛАССНЫЕ ЧАСЫ
    В школе сложилась система просветительской работы с учениками, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед, часов интересного общения, практических занятий, конкурсов рисунков. Тематика бесед на классных часах разнообразна: «Как вырасти здоровым», «Забота о глазах», «Забота о коже», «Как следует питаться», «Как сделать сон полезным», «Поведение в школе», «Вредные привычки», «Почему мы болеем?», «Первая медицинская помощь», «Соблюдение режима дня». Ребята получают необходимую информацию о здоровом образе жизни, об отрицательном отношении к вредным привычкам, о влиянии питания на организм. На классных часах учащиеся изучают полезные свойства овощей и фруктов, говорят о пользе гигиены, зарядки, закаливания и спорта, но. Реальность снижения уровня заболеваемости гриппом доказана включением в меню лимона, чеснока, лука. Анализ показал, что своевременная профилактика позволила предотвратить подъём гриппозных заболеваний и снизить заболеваемость.
    МУНИЦИПАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
    Коллектив 10 А класса принял активное участие в конкурсе экологических маршрутов «Водное богатство Балаково» и конкурсе экологической моды «Эко – стиль», которые проводил филиал ОАО «РусГидро» - «Саратовская ГЭС». Старшеклассники подготовили коллективную исследовательскую работу о водных объектах города и района под руководством учителя географии Саловой А. М. и получили диплом за лучший экологический маршрут и приз (видеокамера). Учащиеся другой группы 10 А класса под руководством учителя информатики Головатенко Е. В. подготовили лучшую презентацию водного маршрута для организации реального экскурсионного тура и получили от турагентства «Ирис» путевки в Самарский аквапарк. В рамках этого же мероприятия девочки класса приняли участие конкурсе «Эко – стиль», подготовив выступления модного показа одежды из пластика, бумаги, целлофана, кожи и мусорных мешков. В театрализованных представлениях все участники конкурса призывали бережно относиться к природе, приводили статистические и научные данные о том, к каким последствиям может привести небрежное отношение людей к окружающей среде.
    В рамках экологической образовательной программы «Чистые реки - чистые души» в школе прошел музыкально-поэтический конкурс «Волга - матушка река». Его итоги – лучшие театрализованные, стихотворные, музыкальные постановки учащихся МБОУ СОШ№2 представили в эколого-литературной гостиной «На Волге, на реке в старинном городке», которая проводилась на базе МБОУ СОШ№25. Программа, представленная на конкурс, была разнообразной: постановка «Сказка о бедной Волге и её богатых жителях» (автор Лопатина Т. А.), частушки о Волге в исполнении вокальной группы «Капельки» (руководитель Белодедова Т. В.), исполнение песни «Волга в сердце впадает в моё» (Влад Белодедов). Яна Ягниш (руководитель Селифонова Н. Л.) подготовила авторское стихотворение «Волга», а Аня Кормщикова (руководитель Субботина О. В.) декламировала стихотворение о Волге, написанное её отцом. Все ребята, участвующие в конкурсе, проделали кропотливую работу, собирая материалы об истории, культуре, географии и экологии нашего края, творчески подошли к заданиям.
    ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
    Ежегодно 18 ноября, во Всемирный день отказа от курения волонтеры 8а класса и члены детской школьной организации «Юность России» проводят акцию под девизом «Брось сигарету - получи конфету». Она проходит на улицах города. Цель этого мероприятия - привлечение внимания учащихся и взрослых к негативным последствиям курения табака, снижение распространенности табачной зависимости, особенно среди молодежи. Школьный пресс-центр ДШО заполнен информацией о вреде курения, рисунками и плакатами учащихся, которые выступают за здоровый образ жизни.
    В этот же день волонтеры провели пятиминутки на уроках биологии, экологии, ОБЖ, ОЗОЖ по теме «Брось курить, здоровью вредить!» для учащихся 5-11 классов. На уроках физического воспитания – беседы по профилактике табакокурения «Как курение влияет на спортивный результат». Классные руководители 5-7-х классов, используя предложенную информацию, проводили беседы по профилактике употребления насвая. Ребята узнали о вреде и последствиях этого наркотического вещества.
    1 декабря в рамках Всемирного Дня борьбы со СПИДом волонтеры школы организовали акцию «Красная ленточка» для учащихся 10-11-х классов, где они представили информацию по СПИДу, подготовили слайдовую презентацию и надели каждому слушающему красную ленту. Среди учащихся распространялась литература: буклеты, тетради, другие виды наглядной агитации, предупреждающие об опасности употребления наркотиков.
    Учащиеся 8а класса, волонтеры объединения «Будем творить добро» под руководством Ермак Е. М., участвовали в муниципальной акции «Смотри на мир трезвым взглядом», в школьной акции «Чистые руки».
    В планах волонтеров 8а класса - проведение ещё двух больших мероприятий. 17 мая, в Международный День борьбы с пьянством, для учащихся школы будут организованы лекции по профилактике алкоголизма, в том числе пивного, употребления энергетических напитков, а также будут распространяться листовки о вреде и последствиях употребления алкоголя. 31 мая, в Международный День без табака, будут проведены информационно-разъяснительные мероприятия о вреде табакокурения. Волонтеры расскажут ребятам о формировании табачной зависимости, её последствиях, а также дадут советы тем, кто стоит перед выбором: курить или не курить? Традиционно в этот день волонтеры школы проведут акцию на улицах города, направленную на отказ от курения «Хочешь жить – бросай курить».
    БИБЛИОТЕКА
    Школьная библиотека играет активную роль в воспитании экологической грамотности учащихся. Она располагает большими возможностями для детей черпать экологические знания из книг и периодических изданий.
    В библиотеке накоплен большой материал: вырезки из газет и журналов, статьи, рисунки, фотографии. Такой справочный материал - неиссякаемый источник для исследовательских учебных проектов, творческих работ, дополнительного чтения.
    Заведующая школьной библиотекой Гараева Е. А. помогает учащимся при подготовке проектов, докладов, рефератов по экологии, даёт рекомендации как написать реферат, доклад или сообщение, как подготовиться к семинару или диспуту. Члены кружка «Книголюб» готовят вместе с библиотекарем экологические выставки: «По страницам Красной книги», «Оглянись! Остановись! Подумай!», «Птицы, зимующие вместе с нами». Они же помогают провести «День птиц», 1 апреля, «День защиты животных», 4 октября, учатся делать обзоры книг, проводят беседы для учащихся начальных классов: «Человек и природа», «Береги природу», «Лекарственные растения», «Растения-символы» и многие другие. Очень полюбили дети персональные выставки, посвящённые творчеству Пришвина, Астафьева, Паустовского, Сладкова и других писателей и поэтов. Все эти мероприятия помогают юным читателям задуматься над экологическими проблемами, воспитывают потребность сделать природу чище и красивее, прививают ответственность, а также знакомят ребят с разнообразным животным и растительным миром. А роль и значение школьной библиотеки в организации экологического воспитания учащихся очень велика. Школьная библиотека способствует развитию целостной системы экологического просвещения и образования, создаёт необходимые условия формирования экологического мировоззрения, активной нравственной позиции по отношению к живой природе у подрастающего поколения. Успешной работе учреждения по данному направлению способствует информационное обеспечение - подписка на российскую газету «Добрая Дорога Детства».
    Постоянно большое внимание уделяется занятости учащихся в каникулярное время. В целях каникулярной занятости, сохранности жизни и здоровья учащихся, предупреждения детского травматизма в этот период для ребят проводятся экскурсии, походы, внеклассные мероприятия, занятия в кружках и секциях, в компьютерном классе. Обязательным условием перед каникулами является проведение инструктажа по ТБ о безопасности перемещения по улицам и дорогам, о правилах поведения во время поездок на транспорте, об оказании доврачебной помощи, о правилах перехода улиц и т. д.
    ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    Важным аспектом при проведении занятий во внеурочное время является психологический комфорт школьников: доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция руководителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление. Вот далеко не весь арсенал, который используют педагоги школы для раскрытия способностей каждого ребенка.
    В МБОУ СОШ№2 ежегодно работает 15-18 кружков, в которых занимаются по 14-16 учащихся.
    На занятиях кружка «Мой английский» ребята рассматривают темы: «Режим дня», «В здоровом теле — здоровый дух», «Как ты заботишься о своём здоровье», «Что ты ешь», «Проблемы подростков», «Как ты выглядишь».
    На занятиях кружка «Основы проектной деятельности» учащиеся создают проекты на темы: «Сон – лучшее лекарство», «Режим дня учащихся», «Ваша улыбка», «Витамины – наши лучшие друзья», «Наше здоровье в наших руках».
    Руководитель Белодедова Т. В. на занятиях вокальных групп «Капельки» (учащиеся 1-4 классов), «Капель» (учащиеся 5-11 классов), «Звонкий голос» (индивидуальные занятия с одаренными учащимися) организует прослушивание произведений инструментальной классической музыки с целью изменения настроения участников группы, отвлечения их от переживаний, уменьшения тревоги, снятия усталости, отдыха, восстановления работоспособности. В программу таких занятий включается прослушивание аудиокассет серии "Инструменты классической музыки" (флейта, клавесин, гитара, орган, саксофон и другие). Музыка влияет на человека через ритм, которому подчинены все функции организма: ритмично бьется сердце, дышат легкие. Тихая мелодичная музыка обладает успокаивающим действием и нормализует функции сердечно - сосудистой системы. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие. Для прослушивания используются звуки природного естественного происхождения. Пение птиц, шум волн, раскаты грома, шум листвы, дождя способствуют расслаблению организма и последующей его активизации.
    На занятиях кружка «Юный эколог» под руководством Литвиновой Т.Н. рассматривается вопрос: «Почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?»; заостряется внимание на отравляющее влияние алкоголя на организм человека и отсутствие иммунитета у аборигенов на такие инфекционные заболевания как грипп и ангина, унёсшие жизни многих коренных жителей Америки. Отмечается, что африканцам удалось избежать эпидемий этих болезней, благодаря употреблению бананов. Говорится об экологических проблемах и их последствиях, изыскиваются пути их решения. Интересно проходят «Круглые столы» на эту тему в 9-11 классах. Учащиеся спорят, аргументируют, иногда так и не приходят к единому мнению, хотя всегда соглашаются в том, что для здорового человечества нужны чистые воздух, вода и земля, что решение экологических проблем зависит от каждого, в том числе и от них.
    Ширяева Г. И. на занятиях кружка «Юные помощники полиции» помогает формировать активную гражданскую позицию, воспитывать достойных граждан России. Акцентирует внимание учащихся на том, что спартанцы специально и насильно поили вином илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи пагубное воздействие вина; рассказывает о статье 23 УК РФ «Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения». Члены кружка выступают перед учащимися 5-7 классов по темам «Конвенция по правам ребенка», «Ответственность за правонарушения». Члены кружка подготовили несколько школьных газет, в которых рассказывают о видах ответственности, о законе нравственности Саратовской области.
    Отряд юных помощников полиции нашей школы под руководством Ширяевой Г. И. и Носенко А.Н. принял участие в муниципальном слете, который проходил на базе МБОУ СОШ№16. В рамках конкурсной программы ребята представили баннеры по теме «Скажем правонарушениям – нет!», участвовали в викторине на знание законов об административной ответственности, показали навыки физической подготовки, творческие способности и заняли 2 место (всего участвовало 19 команд).
    Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение в процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это дает театрализованная деятельность, реализуемая в художественно – эстетическом направлении. На занятиях кружков «Играем в кукольный театр» и «Муза», которыми руководят Атемасова Л. А. и Лопатина Т. А. большое место отводится театрализации, концертной деятельности. Благодаря презентациям дети познакомились с основами театра, кукольным театром. Много времени уделяется подготовке к инсценированию сказок, так как они играю огромную роль в формировании положительных эмоций, влияющих на здоровье. Сказка способна будить фантазию, развивать вкус, вселять уверенность в себе, веру в успех. Этим и занимаются педагоги школы, которые готовят инсценировки, сказки, театрализованные представления, костюмы и выносят своё творчество на суд зрителей. Очень интересно проходят занятия по артикуляционной гимнастике, когда дети повторяют упражнения для губ и языка, подражая героям на экране. Использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к целому ряду положительных эффектов: занятия обретают эмоциональную окрашенность, возбуждают живой интерес к предмету познания, расширяют общий кругозор.
    На занятиях кружков «Азбука нравственности», «Я среди людей» руководители Хазова Т. А., Варава О. В. используют интересные идеи, которые насыщают жизнь детей яркими и положительными впечатлениями: готовят и показывают цирковые номера «Богатыри и силачи», проводят «Час музыки и пения», когда все дети кружка прекращают говорить и только поют.
    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ГРУПП ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
    На занятиях группы продленного дня учителя Субботина О. В., Лопатина Т. А. проводят танцевальные физкультурные минутки под популярные детские мелодии или используют классические произведения. Например, слушая музыку П. Чайковского «Времена года» («Осень», «Зима» и др.) и выполняют различные движения под музыку, изображают кружащиеся листья в осеннем саду, падающие снежинки в зимнем лесу и т. п.
    Педагоги начальных классов МБОУ СОШ№2 всегда помнят, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому малышам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми. Использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
    Во внеурочной деятельности все педагоги школы широко используют ИКТ, которые обеспечивают широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создают ситуацию успеха. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.
    ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ
    Вопрос о сохранении и укреплении здоровья является главным при планировании летнего оздоровительного отдыха. Огромную роль играет то, что в течение всего дня дети находятся на воздухе, вне помещения. Ежегодно в июне или июле на базе школы работает летний оздоровительный лагерь «СОЛНЫШКО», в котором наши ребята не только интересно и увлекательно проводят время, но и укрепляют свое здоровье.
    В начале июня ежегодно на летней площадке проводится детский конкурс «Эко-марафон», посвященный Всемирному дню окружающей среды. В ходе марафона ребята преодолевают несколько конкурсных этапов: предотвращают «экологическую катастрофу» в игре по ориентированию на местности «Спасатели будущего», проходят испытание в силе и ловкости в спортивной эстафете, отвечают на вопросы викторины «Аква-эрудит», показывают меткость в стрельбе из водного пистолета и изображают «живую скульптуру» на экологическую тематику.
    26 июня, в Международный День борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, волонтеры проведут акцию «Мы – за здоровый образ жизни!» с целью привлечения граждан и общественности к противодействию незаконного оборота и потребления наркотиков. Для ребят летней вечерней площадки волонтеры организуют ролевые игры по данной тематике.
    РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
    Забота о здоровье учащихся является частью учебно-воспитательного процесса в нашем педагогическом коллективе. Но положительных результатов мы можем достигнуть только тогда, когда в этом будут заинтересованы не только учителя, но и родители. Нужно, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал потребностью каждого человека.
    На общешкольные родительские собрания, которые являются традиционными в нашей школе, приглашаются специалисты центра медицинской профилактики, врачи детской поликлиники, психолог, инспектора по делам несовершеннолетних, ГИБДД, которые проводят беседы «Как предотвратить стресс», «Как вырастить ребенка здоровым?», «Режим дня школьника», «Физическое воспитание школьника в семье», «Как уберечь ребенка от перегрузки?». Учитель информатики Ермак Е. М. подготовила для родителей презентацию и информацию по теме «Дети и компьютер», дала советы и рекомендации. Цель таких встреч — повышение уровня родительской компетентности.
    В начале каждого учебного года на родительских собраниях всегда поднимается вопрос о безопасности дорожного движения. Родителям даются рекомендации по обязательному применению ремней безопасности и детских удерживающих устройств, необходимости ежедневного напоминания детям соблюдения правил безопасного поведения на дорогах и т. д.
    На классных родительских собраниях решаются вопросы комфорта и дискомфорта детей в школьных условиях, рассматриваются возрастные психологические особенности раннего подросткового возраста, решаются проблемы несовместимости здоровья и вредных привычек, о правилах ухода за собой. Классные руководители раскрывают психологические трудности, которые переживают их дети, показывают различные пути преодоления этих трудностей. Темы классных родительских собраний разнообразны: «Внешний вид ученика», «Поощрение и наказание», «Стресс и подросток» и т.д.
    Педагогами МБОУ СОШ№2 проводятся индивидуальные консультации для родителей, разъяснительно-просветительская работа для родителей будущих первоклассников по введению ФГОС.
    Заключение
    Благодаря наличию во внеклассной работе системы здоровьесбережения удается
     обеспечить высокий охват обучающихся школы регулярными занятиями физической культурой и спортом;
     увеличить объём двигательной активности детей;
     сформировать у обучающихся устойчивый интерес к сохранению и укреплению здоровья;
     обеспечить рост мотивации к ведению здорового образа жизни;
     активизировать помощь родителей и общественности.
    Таким образом, система внеурочной занятости детей, складывающаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной, полезной. Всё это используется для формирования здорового образа жизни учащихся.
    Успешность реализации задач по созданию здоровьесберегающей среды в школе и формированию у учащихся здорового жизненного стиля достигается благодаря совместной работе медиков, педагогов, специалистов учреждений муниципального образования. Воспитание и пропаганда здорового образа жизни позволяет создавать и внедрять полноценный комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников.
    Комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность школы направлена на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, что даёт возможность детям и родителям получать знания в доступной форме.
    Мероприятия по здоровьесбережению, проводимые в нашей школе систематически и целенаправленно, являются важным условием успешной работы по охране и укреплению здоровья детей.
    Категория: Номинация 3 (описание системы работы ОУ) | Добавил: Галинка | Теги: конкурс, здоровьесберегающие технологии
    Просмотров: 7953 | Загрузок: 525 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz