Сетевой конкурс "Школа - территория здоровья"
Четверг, 25.04.2024, 21:58
Меню сайта

Категории раздела
Номинация 1 (разработки уроков, занятий) [24]
Номинация 2 (разработки внеклассных мероприятий) [21]
Номинация 3 (описание системы работы ОУ) [6]
Номинация 4 (описание системы работы педагога) [6]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • МОУ "Учебно-методический центр"
  • АНО "ДРОЗД - Балаково"
  • Сайт Комитета образования АБМР
  • ММЦ ИТ Балаковского муниципального района

  • Главная » Файлы » Конкурс 2012 г. » Номинация 4 (описание системы работы педагога) [ Добавить материал ]

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики
    [ Скачать с сервера (29.8 Kb) ] 15.05.2012, 10:27
    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Сулак
    Краснопартизанского района Саратовской области»

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики
    (из опыта работы)

    Материал подготовлен
    учителем математики МОУ«СОШ с.Сулак
    Краснопартизанского района Саратовской области»
    Филюшовой Любовью Валерьевной

    2012г

    В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В процессе воспитания человека в семье, в детском саду, в школе здоровье либо формируется и развивается, либо утрачивается. А в современном обществе оно становится еще и условием выживания: способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.
    Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики,поэтому у меня и возникла идея внедрить в учебно-воспитательный процесс «Использование здоровьесберегающих технологии на уроках математики».
    Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
    • строгая дозировка учебной нагрузки;
    • построение урока с учетом работоспособности учащихся;
    • соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
    • благоприятный эмоциональный настрой;
    • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
    • проведение традиционных и инновационных уроков.
    Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
    С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока математики.
    Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учитель ещё на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветрить помещение. А каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть. Учащиеся должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было проветрено и убрано, классная доска вымыта, находились на своем месте чистая влажная тряпка и мел. Более того, учитель должен быть всегда готов помочь учащимся в решении этих вопросов.
    Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.
    Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала.
    Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в ход урока. Так, например, при изучении положительных и отрицательных чисел ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового материала я предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение:
    • ученики встают, руки на талии;
    • называю положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо;
    • называю отрицательное – ученики делают наклоны (или повороты) влево.
    Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:
    • вертикальные движения глаз вверх-вниз;
    • горизонтальное вправо-влево;
    • вращение глазами по часовой стрелке и против;
    • закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
    • на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагаю глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
    Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием (особенно для учащихся 5-6классов).. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика.
    Вверх рука и вниз рука.
    Потянули их слегка.
    Быстро поменяли руки!
    Нам сегодня не до скуки.
    (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
    Приседание с хлопками:
    Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
    Ноги, руки разминаем,
    Точно знаем – будет прок.
    (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
    Крутим-вертим головой,
    Разминаем шею. Стой!
    (Вращение головой вправо и влево.)
    И на месте мы шагаем,
    Ноги выше поднимаем.
    (Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
    Потянулись, растянулись
    Вверх и в стороны, вперёд.
    (Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
    И за парты все вернулись –
    Вновь урок у нас идёт.
    (Дети садятся за парты.)
    Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.
    • Например, в 7 классе при решении задач составлением уравнений предлагаю рассмотреть такую: “В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?”
    При изучении системы уравнений первой степени можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи:
    • Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах.
    Дефицит витамина В1 может привести к болезни "бери-бери", которая появляется из-за нарушения обмена углеводов. Витамин В2 отвечает за состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки.
    • Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.
    Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина – переносчика кислорода ко всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови.
    Нельзя забывать и о здоровом образе жизни. Например, вред курения можно показать, решая следующие задачи:
    • Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа.
    Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета.
    • Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины.
    Традиционные и инновационные формы организации урока.
    Формы организации обучения в нашей школе представляют собой выражение взаимодействия учителя и учащихся, регулируемое соответствующими правилами и законами. Среди конкретных форм организации обучения чаще всего выделяют урок, практикум, консультационные занятия, конференции, домашнюю работу учащихся. Наиболее распространённой формой обучения является урок, на котором стараюсь создать неодинаковые, специфичные условия для обучения, воспитания, развития учащихся, сохранения их здоровья.
    Наряду с традиционными уроками в своей практике применяю и нетрадиционные формы организации урока:
    * Урок лекция. По характеру изложения и деятельности учащихся использую информационные, объяснительные, лекции-беседы. Учу учащихся конспектировать лекцию, выделять опорные знания и умения, воспроизводить их. Учу применять полученные знания, обобщать и систематизировать изученное.
    * Урок семинар. В своей практике обучения применяю семинары-развёрнутые беседы, рефераты, семинар-решение задач, семинар-конференция и т.п. Семинар провожу со всем классом. Заранее определяю тему, цель и задачи, планирую его проведение, распределяю знания между учащимися. Обязательно учитываю их индивидуальные возможности, а также состояние здоровья.
    * Урок-зачёт. Практикую различные виды зачётов: текущий и тематический, зачёт-практикум, дифференцированный зачет и т.д. Учащиеся имеют право и возможность, обучаясь в одном классе и по одной программе, выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Эти уровни открыты и известны и понятны ученикам, поэтому у них развита познавательная активность, и они заинтересованы в результатах своего труда. Цели для учащихся известны и посильны, результаты труда всегда поощряю, поэтому ребята стремятся к их осуществлению. Такой подход помогает мне создать психологический комфорт на уроке, формирует у учащихся чувство уважения к себе и к окружающим, способствует укреплению здоровья.
    * Урок-консультация. В зависимости от содержания и назначения выделяю тематические и уроки-консультации. Тематические провожу по наиболее сложным вопросам программы. Целевые консультации использую перед контрольной работой, зачётом, перед экзаменом. На консультации сочетаю различные формы работы с учащимися: общеклассные, групповые, индивидуальные. Учу ребят готовиться к таким урока. Иногда у них появляется столько вопросов, что не успеваю ответить на все за урок, поэтому переношу их на последующие уроки. Иногда не могу сразу ответить на поставленный вопрос, тогда поиск ответа становится общим делом. В таком случае как бы сдаю перед ними экзамен. Уроки-консультации позволяют узнать учеников с лучшей стороны, выявить наиболее любознательных и пассивных, поддержать и помочь тех, кто испытывает затруднения.
    * Урок-соревнование. Форма проведения таких уроков различная: поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, «Счастливый случай», «Звёздный час». Всегда объективно оцениваю знания учащихся, в случае списывания или подсказки снимаю определённое количество баллов. Стараюсь при проведении таких уроков выработать чувство ответственности друг за друга, точность в выполнении заданий и умение оказать помощь в нужный момент.
    * Урок с дидактической игрой. При проведении таких игр использую мультимедийную установку, различные средства наглядности, наглядный дидактический материал. Дидактические игры чаще применяю при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Систематически использую их на своих уроках, что является эффективным средством активизации учебной деятельности, поднятию настроения, а значит и сохранению здоровья.
    * Урок с применением компьютерных технологий. Компьютерная грамотность выпускника школы должна быть достаточной для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере в качестве пользователя. Эта потребность продиктована временем, уровнем развития экономики и нравственными ценностями общества. Стараюсь организовать собственную деятельность ученика по поиску, осознанию и переработке новых знаний правильно. Оказываю ученикам нужную им помощь и поддержку. Применяя компьютерные технологии, хочу, чтобы ученики увидели новые возможности и полюбили математику. Стараюсь вооружить учащихся глубокими и осознанными знаниями, обучаю самостоятельной деятельности по овладению знаниями, формирую прочные мотивы учения, самосовершенствования, самообучения, самовоспитания. Использую компьютерные технологии как инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования. В презентациях стараюсь показать самые выигрышные моменты темы, подбираю исторические справки, портреты, цитаты. Главное в презентациях - это тезисность и наглядность. Создаю уроки следующим образом: определение, иллюстрации, вопрос-ассоциация. Имею свои презентации по темам: «Треугольники», « Многоугольники», «Четырехугольники», «Проценты», «Перестановки». А также работы учащихся – «Начальные геометрические сведения», «Треугольники», «Многогранники», «Решение квадратных уравнений», «Теорема Пифагора», «Комбинаторика».
    Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. И педагог может сделать для здоровья ученика не меньше, чем врач. Ведь быть здоровым – естественное стремление человека. Целостность, гармония человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Ведь активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость.
    Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
    • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
    • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
    • в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
    • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
    • в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.
    В заключениe хочется ещё раз сказать: “Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером”.
    И как сказал Карлейль Т. «Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы»

    Список литературы:
    1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. М.: “ВАКО”, 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
    2. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).
    3. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека)
    4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.
    Категория: Номинация 4 (описание системы работы педагога) | Добавил: лилия
    Просмотров: 2377 | Загрузок: 203 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 july  
    0
    Хорошие, проверенные временем методы здоровьесбережения.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz