Сетевой конкурс "Школа - территория здоровья"
Суббота, 27.04.2024, 08:24
Меню сайта

Категории раздела
Номинация 1 (разработки уроков, занятий) [24]
Номинация 2 (разработки внеклассных мероприятий) [21]
Номинация 3 (описание системы работы ОУ) [6]
Номинация 4 (описание системы работы педагога) [6]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • МОУ "Учебно-методический центр"
  • АНО "ДРОЗД - Балаково"
  • Сайт Комитета образования АБМР
  • ММЦ ИТ Балаковского муниципального района

  • Главная » Файлы » Конкурс 2012 г. » Номинация 4 (описание системы работы педагога) [ Добавить материал ]

    Здоровьесберегающии технологии - ключевые компетенции учителя.
    [ Скачать с сервера (135.1 Kb) ] 14.05.2012, 12:42
    МКОУ « Средняя общеобразовательная школа п . Октябрьский Перелюбского муниципального района Саратовской области»

    Здоровьесберегающие технологии- ключевые компетенции
    учителя.


    учитель начальных классов
    Исламгалиева Гульсара Жакотовна
    Саратовская область
    Перелюбский район
    п. Октябрьский
    ул.Заречная,17

    2012г


    Актуальность педагогического проекта
    Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
    Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой.
    В Законе РФ «Об образовании» в ст.№51 говорится: «Образовательные учреждения должны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся».
    В Проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"(редакция на 1 декабря 2010 года) в ст. №50 говорится: «Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности; формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира; пропагандировать здоровый образ жизни».
    Д.А. Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ (от 5 ноября 2008 г.) отметил: « Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги».
    Да, действительно, многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагога . Встал вопрос, что нужно искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно – воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.
    Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
    По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Результаты медицинского осмотра в 2009 году учащихся МКОУ «СОШ п.Октябрьский» показали, что из осмотренных 11 детей, моего класса, здоровых оказалось только 6 человек – 57 %.
    Выше указанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для сохранения здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Поэтому считаю, что ключевая компетенция учителя – это сбережение здоровья у учащихся.
    Цель проекта: создать условия для обеспечения школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе; сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
    Задачи проекта:
    • проанализировать состояние здоровья младших школьников;
    • разработать комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка в условиях массового обучения;
    • формировать готовность и умения вести здоровый образ жизни;
    • развивать потребность в активной жизненной позиции, в отношении к себе, к одноклассникам.
    Объект проекта: учебно – воспитательный процесс.
    Предмет проекта: организация образовательного процесса.
    Гипотеза: если использовать здоровьесберегающие технологии, соблюдать санитарно-гигиеническую культуру, то улучшится психическое и физическое здоровье и возрастет потребность здорового и активного образа жизни.
    Этапы педагогического проекта.
    Проект реализуется в три этапа на базе муниципального общеобразовательного учреждения МКОУ « Средняя общеобразовательная школа п. Октябрьский Перелюбского муниципального района Саратовской области». Временные рамки всего проекта -2009 – 2012 учебный год.
    • 1. Диагностический (сентябрь - декабрь 2009 год). Анализ психолого-педагогической, специальной и методической литературы. Подбор банка диагностик по исследованию состояния здоровья школьников и выявлению ценностного отношения к здоровью младших школьников. Выявление эффективных условий сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
    • 2. Практический (январь 2010-март 2012 года) . Разработка и апробация физкультурно-оздоровительной программы, направленной на повышение двигательной активности и улучшения состояния здоровья школьников в начальной школе. Проведение специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение патологии опорно-двигательного аппарата, острых заболеваний и эмоционального напряжения. Формирование умений младших школьников управлять своим физическим и психическим состоянием. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Промежуточная диагностика состояния здоровья. Внесение корректив в проект.
    • 3.Обобщающий (апрель-май 2012 года) . Заключительная диагностика обучающихся . Выводы, обобщение результатов. Распространение опыта. Создание методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий.
    • Прогнозируемые результаты.
    • Снижение уровня заболеваемости учащихся.
    Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся.
    Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни.
    Укрепление морально-психологического здоровья учащихся, развитие их коммуникативных способностей, нравственное и эстетической совершенствование личности каждого ребенка.
    • Повышение качества успеваемости.
    Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников школы в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья школьников.
    Привлечение внимания общественности к опыту работы школы и расширению материально-технических возможностей для совершенствования оптимального учебно-воспитательного процесса, конечной целью которого является выполнение важнейшего социального заказа – формирования личности, способной с наибольшей пользой для себя и общества жить и работать .
    Оформление методических рекомендаций по теме проекта.
    Описание системы работы по проекту
    Начала свою работу с диагностики по исследованию состояния здоровья . Определена группа здоровья у детей, незначительные отклонения в здоровье ученика , уровень физической подготовки (Приложения 1 – 6). Проанализировав данные диагностики по исследованию состояния здоровья школьников, нужно было построить так систему работы по сохранению и укреплению здоровью, чтобы этот процесс был не эпизодическим, а систематическим.
    Использован вариант экспресс – оценки («Паспорт здоровья школьника»), позволяющий проводить мониторинг уровня физического здоровья учащихся для направленного проведения коррекционно - оздоровительной работы .
    В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровье сберегающих технологий и физкультурно-оздоровительных мероприятий.
    Наиболее разработанной системой здоровья сбереженья в образовательном процессе начальной школы является технология, разработанная доктором медицинских наук В.Ф. Базарным, включающая в себя: телесно-моторную активность, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление
    Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека я взяла технологию В.Ф. Базарного, которая помогает решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
    Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеклассная работа с детьми и привлечение родителей учащихся. Ведь дети следят за своим здоровьем так, как их научили родители. Поэтому, проводя внеклассные мероприятия, мы приглашаем детей с родителями, чтобы они видели, как правильно следить за своим здоровьем.
    Основные формы работы с родителями:
    • родительские собрания
    • индивидуальное консультирование
    • совместные мероприятия
    • конкурсы
    • анкетирование
    • семейные праздники
    • практические и учебные игры
    • заочные путешествия
    • экскурсии
    • презентации
    • проекты
    • утренники
    • занимательные беседы

    Формы работы с учащимися :
    • физкультурные минутки во время уроков, гимнастика до учебных занятий, подвижные игры на переменах;
    • спортивные праздники;
    • соревнования, «Веселые старты»;
    • туристические походы, экскурсии;
    • «Дни здоровья»;
    • спортивные викторины;
    • устные журналы спортивной направленности;
    • теоретические занятия, беседы, семинары;
    • тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся;
    • наглядная агитация (Галерея успехов, стенды, плакаты).

    Практическая значимость педагогического проекта
    Применение здоровьесберегающих технологий направлено на – обеспечение психического и физического здоровья учащихся.
    Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека) в создании благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.
    Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
    И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.
    Оценка здоровьесберегающих направлений:
    Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяю гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.
    Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
    Я на своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
    Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
    К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и “технологию раскрепощённого развития детей”.
    Она состоит в следующем:
    1) для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, “бегущие огоньки” (я использую лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).
    2) важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого я использую подвижные “сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные “держалки”, позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.
    3) в процессе овладения детьми письмом применяю специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему “глаз – рука”.
    4) обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. С этой целью дети посещают хоровой кружок при школе.
    Большое внимание уделено урокам ОЗОЖ, на которых учащихся учат , как сохранить свое здоровье , и не навредить здоровью других.
    Не маловажную роль играет и экологическое воспитание школьников: воспитание у детей любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии , приусадебный участок школы , формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.

    Мероприятия, проводимые в классе по
    здоровьесберегающим технологиям:

    • Факультативный курс «Разговор о правильном питании»
    • Конкурс сочинений и стихотворений на тему: «Как быть здоровым?»
    • Неделя здоровья
    • День здоровья
    • Диспут «Будь здоров!», викторина по формированию правильного отношения учащихся к своему здоровью, к занятиям спорта
    • Классные часы по обучению здоровью: «Чистый поселок», «Личная гигиена и здоровье», «У меня всегда в порядке: школа, книжки и тетрадки»
    • Тренинги по теме «Здоровый образ жизни»
    • Конкурс рисунков на асфальте «Наш здоровый класс»
    • Экологический десант на территории школы.
    • Уроки практической гигиены: «Режим дня школьника», «Как уберечься от простуды», «Правильная осанка», «Личная гигиена», «Правильное питание»
    • Театрализованное представление «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
    • Выпуск плакатов, оформление стендов для учащихся и родителей «Если крепок и здоров, к делам серьезным ты готов» и др.
    • Клуб знатоков «Уроки Мойдодыра»
    • Технологическая конференция «Здоровое питание»
    • Книжная выставка «В здоровом теле – здоровый дух»
    • Выставка рисунков «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
    • Научно-практическая конференция «Охрана жизни и здоровья»
    • Диагностика уровня физического развития учащихся начальных классов
    • Презентации «О вреде курения, алкоголя, наркомании». Беседа психолога
    • Анкетирование среди учащихся "Сформированность среди учащихся понятия здорового образа жизни"
    «Не идете ли вы на поводу у друзей?»

    Заключение

    Вот так день за днем, шаг за шагом в своей работе применяю здоровьесберегающие образовательные технологии. Учу детей сохранять свое здоровье, заботиться о нем. Провожу интересные праздники, утренники, походы. Все эти мероприятия учат детей заботиться о своем здоровье, помогают практически применять полученные знания на занятиях.
    На уроках, применяя инновационные педагогические технологии, воспитываю культуру здоровья своих учеников, создаю «ситуацию успеха», применяю активные методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся. Конечная цель данного проекта: создание эффективной модели сбережения здоровья учащихся в условиях школы.
    Изложенное выше показывает, что внедрение в обучение
    здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детском и педагогическом коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. Проводимые мною мероприятия направлены на решение вопросов сохранения и коррекции здоровья учащихся, на то, чтобы помочь учащимся в решении их детских проблем – это и есть ключевая компетенция учителя.
    Стараюсь и родителям, и детям все выявленные результаты показывать в таблицах, различных диаграммах, так как наглядность заставляет задуматься принять нужное правильное решение.
    Предполагаемое использование результатов:
    1. Распространение опыта работы по реализации проекта на методических совещаниях на уровне школы, района.
    2. Включение проекта в программу развития МКОУ «СОШ п. Октябрьский Перелюбского муниципального района Саратовской области».

    Нормативно-правовая база проекта:
    Закон РФ «Об образовании»; Типовое положение об общеобразовательном учреждении; Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г.; Послание Президента Федеральному собранию Российской Федерации.

    Литература
    1. Н.Г. Ежкова «Влияние обучения и воспитания на здоровье младших школьников».
    2. А.В. Корягин «Реализация модели школы здоровья в условиях инновационного учебного заведения».
    3. С.В. Кулева «проблемы создания школы здоровья в условиях инновационного учебного заведения».
    4. М.М. Безруких «Здоровье детей и школа».
    5. И. И. Брехман «Проблемы обучения человека здоровью».
    6. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья».
    Категория: Номинация 4 (описание системы работы педагога)
    Просмотров: 2162 | Загрузок: 126 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.2/4
    Всего комментариев: 1
    1 Лиля  
    0
    Ваш проект интересен.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz