учитель начальных классов Исламгалиева Гульсара Жакотовна Саратовская область Перелюбский район п. Октябрьский ул.Заречная,17
2012г
Актуальность педагогического проекта Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. В Законе РФ «Об образовании» в ст.№51 говорится: «Образовательные учреждения должны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся». В Проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"(редакция на 1 декабря 2010 года) в ст. №50 говорится: «Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности; формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира; пропагандировать здоровый образ жизни». Д.А. Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ (от 5 ноября 2008 г.) отметил: « Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги». Да, действительно, многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагога . Встал вопрос, что нужно искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно – воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим. Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Результаты медицинского осмотра в 2009 году учащихся МКОУ «СОШ п.Октябрьский» показали, что из осмотренных 11 детей, моего класса, здоровых оказалось только 6 человек – 57 %. Выше указанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для сохранения здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Поэтому считаю, что ключевая компетенция учителя – это сбережение здоровья у учащихся. Цель проекта: создать условия для обеспечения школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе; сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Задачи проекта: • проанализировать состояние здоровья младших школьников; • разработать комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка в условиях массового обучения; • формировать готовность и умения вести здоровый образ жизни; • развивать потребность в активной жизненной позиции, в отношении к себе, к одноклассникам. Объект проекта: учебно – воспитательный процесс. Предмет проекта: организация образовательного процесса. Гипотеза: если использовать здоровьесберегающие технологии, соблюдать санитарно-гигиеническую культуру, то улучшится психическое и физическое здоровье и возрастет потребность здорового и активного образа жизни. Этапы педагогического проекта. Проект реализуется в три этапа на базе муниципального общеобразовательного учреждения МКОУ « Средняя общеобразовательная школа п. Октябрьский Перелюбского муниципального района Саратовской области». Временные рамки всего проекта -2009 – 2012 учебный год. • 1. Диагностический (сентябрь - декабрь 2009 год). Анализ психолого-педагогической, специальной и методической литературы. Подбор банка диагностик по исследованию состояния здоровья школьников и выявлению ценностного отношения к здоровью младших школьников. Выявление эффективных условий сохранения и укрепления здоровья младших школьников. • 2. Практический (январь 2010-март 2012 года) . Разработка и апробация физкультурно-оздоровительной программы, направленной на повышение двигательной активности и улучшения состояния здоровья школьников в начальной школе. Проведение специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение патологии опорно-двигательного аппарата, острых заболеваний и эмоционального напряжения. Формирование умений младших школьников управлять своим физическим и психическим состоянием. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Промежуточная диагностика состояния здоровья. Внесение корректив в проект. • 3.Обобщающий (апрель-май 2012 года) . Заключительная диагностика обучающихся . Выводы, обобщение результатов. Распространение опыта. Создание методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий. • Прогнозируемые результаты. • Снижение уровня заболеваемости учащихся. Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся. Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни. Укрепление морально-психологического здоровья учащихся, развитие их коммуникативных способностей, нравственное и эстетической совершенствование личности каждого ребенка. • Повышение качества успеваемости. Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников школы в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья школьников. Привлечение внимания общественности к опыту работы школы и расширению материально-технических возможностей для совершенствования оптимального учебно-воспитательного процесса, конечной целью которого является выполнение важнейшего социального заказа – формирования личности, способной с наибольшей пользой для себя и общества жить и работать . Оформление методических рекомендаций по теме проекта. Описание системы работы по проекту Начала свою работу с диагностики по исследованию состояния здоровья . Определена группа здоровья у детей, незначительные отклонения в здоровье ученика , уровень физической подготовки (Приложения 1 – 6). Проанализировав данные диагностики по исследованию состояния здоровья школьников, нужно было построить так систему работы по сохранению и укреплению здоровью, чтобы этот процесс был не эпизодическим, а систематическим. Использован вариант экспресс – оценки («Паспорт здоровья школьника»), позволяющий проводить мониторинг уровня физического здоровья учащихся для направленного проведения коррекционно - оздоровительной работы . В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровье сберегающих технологий и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Наиболее разработанной системой здоровья сбереженья в образовательном процессе начальной школы является технология, разработанная доктором медицинских наук В.Ф. Базарным, включающая в себя: телесно-моторную активность, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека я взяла технологию В.Ф. Базарного, которая помогает решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеклассная работа с детьми и привлечение родителей учащихся. Ведь дети следят за своим здоровьем так, как их научили родители. Поэтому, проводя внеклассные мероприятия, мы приглашаем детей с родителями, чтобы они видели, как правильно следить за своим здоровьем. Основные формы работы с родителями: • родительские собрания • индивидуальное консультирование • совместные мероприятия • конкурсы • анкетирование • семейные праздники • практические и учебные игры • заочные путешествия • экскурсии • презентации • проекты • утренники • занимательные беседы
Формы работы с учащимися : • физкультурные минутки во время уроков, гимнастика до учебных занятий, подвижные игры на переменах; • спортивные праздники; • соревнования, «Веселые старты»; • туристические походы, экскурсии; • «Дни здоровья»; • спортивные викторины; • устные журналы спортивной направленности; • теоретические занятия, беседы, семинары; • тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся; • наглядная агитация (Галерея успехов, стенды, плакаты).
Практическая значимость педагогического проекта Применение здоровьесберегающих технологий направлено на – обеспечение психического и физического здоровья учащихся. Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека) в создании благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся. Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений. И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности. Оценка здоровьесберегающих направлений: Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяю гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания. Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Я на своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника. Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных. К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и “технологию раскрепощённого развития детей”. Она состоит в следующем: 1) для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, “бегущие огоньки” (я использую лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). 2) важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого я использую подвижные “сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные “держалки”, позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние. 3) в процессе овладения детьми письмом применяю специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему “глаз – рука”. 4) обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. С этой целью дети посещают хоровой кружок при школе. Большое внимание уделено урокам ОЗОЖ, на которых учащихся учат , как сохранить свое здоровье , и не навредить здоровью других. Не маловажную роль играет и экологическое воспитание школьников: воспитание у детей любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии , приусадебный участок школы , формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.
Мероприятия, проводимые в классе по здоровьесберегающим технологиям:
• Факультативный курс «Разговор о правильном питании» • Конкурс сочинений и стихотворений на тему: «Как быть здоровым?» • Неделя здоровья • День здоровья • Диспут «Будь здоров!», викторина по формированию правильного отношения учащихся к своему здоровью, к занятиям спорта • Классные часы по обучению здоровью: «Чистый поселок», «Личная гигиена и здоровье», «У меня всегда в порядке: школа, книжки и тетрадки» • Тренинги по теме «Здоровый образ жизни» • Конкурс рисунков на асфальте «Наш здоровый класс» • Экологический десант на территории школы. • Уроки практической гигиены: «Режим дня школьника», «Как уберечься от простуды», «Правильная осанка», «Личная гигиена», «Правильное питание» • Театрализованное представление «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» • Выпуск плакатов, оформление стендов для учащихся и родителей «Если крепок и здоров, к делам серьезным ты готов» и др. • Клуб знатоков «Уроки Мойдодыра» • Технологическая конференция «Здоровое питание» • Книжная выставка «В здоровом теле – здоровый дух» • Выставка рисунков «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» • Научно-практическая конференция «Охрана жизни и здоровья» • Диагностика уровня физического развития учащихся начальных классов • Презентации «О вреде курения, алкоголя, наркомании». Беседа психолога • Анкетирование среди учащихся "Сформированность среди учащихся понятия здорового образа жизни" «Не идете ли вы на поводу у друзей?»
Заключение
Вот так день за днем, шаг за шагом в своей работе применяю здоровьесберегающие образовательные технологии. Учу детей сохранять свое здоровье, заботиться о нем. Провожу интересные праздники, утренники, походы. Все эти мероприятия учат детей заботиться о своем здоровье, помогают практически применять полученные знания на занятиях. На уроках, применяя инновационные педагогические технологии, воспитываю культуру здоровья своих учеников, создаю «ситуацию успеха», применяю активные методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся. Конечная цель данного проекта: создание эффективной модели сбережения здоровья учащихся в условиях школы. Изложенное выше показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детском и педагогическом коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. Проводимые мною мероприятия направлены на решение вопросов сохранения и коррекции здоровья учащихся, на то, чтобы помочь учащимся в решении их детских проблем – это и есть ключевая компетенция учителя. Стараюсь и родителям, и детям все выявленные результаты показывать в таблицах, различных диаграммах, так как наглядность заставляет задуматься принять нужное правильное решение. Предполагаемое использование результатов: 1. Распространение опыта работы по реализации проекта на методических совещаниях на уровне школы, района. 2. Включение проекта в программу развития МКОУ «СОШ п. Октябрьский Перелюбского муниципального района Саратовской области».
Нормативно-правовая база проекта: Закон РФ «Об образовании»; Типовое положение об общеобразовательном учреждении; Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г.; Послание Президента Федеральному собранию Российской Федерации.
Литература 1. Н.Г. Ежкова «Влияние обучения и воспитания на здоровье младших школьников». 2. А.В. Корягин «Реализация модели школы здоровья в условиях инновационного учебного заведения». 3. С.В. Кулева «проблемы создания школы здоровья в условиях инновационного учебного заведения». 4. М.М. Безруких «Здоровье детей и школа». 5. И. И. Брехман «Проблемы обучения человека здоровью». 6. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья».